7 критериев исторического сочинения егэ от фипи
Содержание:
- Виды эссе по истории
- Пример исторического сочинения. Историческое сочинение 862-945.
- Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл
- Оценивание ЕГЭ 2022 по истории
- Структура экзамена в 2021
- Император степей Чингисхан.
- Правила написания исторического эссе
- Изменения 2022 года
- Рекомендации по подготовке
- Алгоритм написания исторического сочинения
- Критерии оценивания
- Свобода и вседозволенность личности
- Изменения в ЕГЭ-2022 по истории
- Оценивание работ
- Евклид, отец математики
- Как подготовиться к ЕГЭ по истории 2022?
- О плюсах и минусах планируемых изменений
- Реформатор Мартин Лютер
Виды эссе по истории
Существует два вида эссе по истории. Первый — эссе по цитате. Дается цитата известной исторической личности, вы анализируете ее деятельность и связываете с цитатой. В заключении высказываете свое мнение.
Такое задание часто дается в старших классах и в непрофильных вузах. У него есть одна существенная особенность. Как правило, личности, чьи цитаты даются для эссе, это известные исторические деятели, в отношении которых есть однозначная общепринятая оценка. Они или положительные, или отрицательные.
Поэтому много думать над анализом такой личности не нужно. Давая вам цитату Геббельса, преподаватель не ждет рассуждений на тему оправдания его действий.
Второй тип эссе по истории — анализ исторического периода. Это сложный вид работы, который требует хороших знаний выбранного периода. Его часто пишут на ЕГЭ по истории и студенты исторических факультетов.
Требования, по которым оценивается анализ исторического периода:
- указание не менее двух конкретных событий в выбранном периоде (это должны быть основные значимые события — восстания, войны, реформы, смена власти, принятие основополагающих документов);
- отражение роли не менее двух исторических личностей в этих событиях (это могут быть правители, лидеры восстаний, военачальники, заговорщики);
- раскрытие не менее двух причинно-следственных связей (смотрите, как описываемые события повлияли на дальнейшее развитие страны);
- оценка значения периода для истории страны (тут указывайте был ли выбранный этап кризисным для государства, или наоборот, периодом расцвета);
- использование научной терминологии;
- отсутствие фактических ошибок (даты, имена, название документов, географических мест, событий);
- правильная форма изложения.
Как писать эссе на английском языке, читайте здесь.
Пример исторического сочинения. Историческое сочинение 862-945.
Введение.
862-945 гг. – начальный период в истории России, связанный с правлением первых русский князей: Рюрика, Олега и Игоря. В эти годы произошло объединение Северной и Южной Руси с центром в Киеве, начался процесс расширения границ Киевского государства и установления тесных контактов с другими странами (прежде всего, с Византией).
Основная часть. Аргументация.
В 862 г. произошло легендарное призвание варягов. Северо-западные славянские племена пригласили на княжение в Новгород Рюрика. «Повесть временных лет» объясняет это тем, что в славянских землях не было порядка. Примерно в это же время в Киеве утвердились варяги Аскольд и Дир. Таким образом, сложилось два крупных восточнославянских объединения.
После смерти Рюрика в Новгороде стал править его родственник Олег. Он был опекуном при малолетнем наследнике – князе Игоре.
В 882 г. Олег выступил в поход на южные земли, подчинив по пути племя кривичей. Олег захватил Киев, тем самым объединив Северную и Восточную Русь. Это событие считается образованием Древнерусского государства.
Олег вел активную завоевательную политику, расширяя территорию Киевской Руси. Он одержал победу над хазарами; подчинил Киеву большинство восточнославянских племен; взял под контроль торговый путь «из варяг в греки».
В 907 г. Олег совершил удачный военный поход на Константинополь, в результате чего был заключен выгодный торговый договор с Византией. Это соглашение было подтверждено в 911 г. Новый договор расширил права русских купцов в столице Византийской империи.
В 912 г., после смерти Олега, в Киеве стал править Игорь. В первые годы его правления восстали древляне. Игорь подавил восстание и обложил Древлянскую землю данью.
На протяжении всего княжения Игорь воевал с кочевыми племенами печенегов, постоянно совершавшими набеги на Русь. Также он продолжал расширять территорию Киевской Руси, подчинив племена уличей и тиверцев.
В 941 г. Игорь организовал новый поход на Константинополь, закончившийся неудачно. Византийцы сожгли почти весь русский флот с помощью «греческого огня». Спустя три года киевский князь собрал огромное войско и вновь двинулся на столицу Византии. Греки запросили мира, заплатив богатый выкуп. Результатом этого похода стал очередной русско-византийский торговый договор (944 г.).
В эпоху первых русских князей не был четко определен порядок сбора налогов. Он совершался путем «полюдья»: князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал плату на месте.
В 945 г. Игорь попытался дважды собрать дань с древлян. Они в ответ взбунтовались и жестко расправились с князем и его дружиной.
Заключение.
Период 862-945 гг. имеет огромное значение в истории России. Большинство историков положительно оценивают деятельность первых русских князей, направленную на формирование единого государства, защиту его границ и торговых интересов.
На дальнейшую русскую историю больше всего повлияло установление прочных экономических и культурных связей с Византией. Прямым последствием стало принятие на Руси христианства по греческому образцу.
Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл
1881-1894
Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
(автор сочинения — Ирина Айтуганова)
Оценивание ЕГЭ 2022 по истории
В 2022 году за выполнение 19 заданий на ЕГЭ по истории можно максимально получить 38 первичных баллов. Из начисление будет осуществляться по такому принципу:
Часть | Кол-во заданий | Баллы |
1 | 11 | 19 |
2 | 8 | 19 |
Итого | 19 | 38 |
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 8–10 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 5–7, 11 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущены две-три ошибки – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Ответы на задания части 2 проверяются предметной комиссией. Выполнение заданий части 2 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 12–15 и 18 ставится от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов
Далее первичный балл будет переведен в тестовый (вторичный) по таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ
Обратите внимание, что таблица, которая использовалась до 2022 года уже не актуальна
Важно! Оценка ЕГЭ в 2022 году не подлежит переводу в классическую 5-бальную систему
Структура экзамена в 2021
После ЕГЭ 2020 года впервые изменилась шкала перевода первичных баллов во вторичные
Утверждать, сохранится ли такая разбалловка, сейчас нельзя, поэтому важно подготовиться к ЕГЭ по истории на максимально возможный балл
В 2021 экзамен будет состоять из тестовой части и заданий на развернутый ответ. Изменения коснулись только формата сочинения.
Первая часть состоит из девятнадцати заданий, проверяющих:
- знание хронологии российской и зарубежной истории,
- знание терминологии,
- знание исторических процессов и их событий, участников,
- знание событий Великой Отечественной войны,
- умение анализировать карты,
- умение анализировать культурологическую информацию.
Максимальный первичный балл – 31:
- № 1, 4, 10, 13-15, 18-19 – 1б,
- № 2-3, 5-9, 12, 16-17 – 2б (при наличии одной ошибки – 1б),
- № 11 – 3б (одна ошибка – 2б, две-три ошибки – 1б).
Вторая часть требует следующих навыков:
- умение работать с источником,
- умение анализировать событие,
- умение анализировать и аргументировать позиции по спорным историческим вопросам,
- умение полно описывать исторический процесс или личность.
Максимальный первичный балл — 25:
- № 20-22 – 2б,
- № 23 – 3б,
- № 24 – 4б,
- № 24 – 12б.
Император степей Чингисхан.
Стоило европейцам оправиться после нашествий гуннов, как над Европой вновь повисла угроза со стороны кочевников. Огромная орда, стирающая целые города с лица земли. Враг, с которым одновременно дрались и немецкие наемники, и самураи Японии. Речь идет о монголах, ведомых правителями династии Чингизидов, а основатель этой династии Чингисхан.
Империя Чингизидов является самой огромной континентальной империей за всю историю человечества. Европейские правители объединялись перед лицом опасности монголов, а завоеванные народы создавали свою уникальную культуру от влияния завоевателей. Одним из таких народов являлись русские. Они освободятся от власти Орды и образуют государство, которое, в свою очередь, тоже изменит историю.
Правила написания исторического эссе
-
Соблюдайте предложенную в задании композицию:
- 2 события;
- 2 личности и их роли в этих событиях;
- 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
- влияние указанных вами событий на историю России.
То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:
- Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
- Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
- Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
- Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
-
Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.
К историческим событиям относятся:
- провозглашение или распад государства;
- революция; восстание;
- война или отдельная битва;
- проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
- принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
- создание политической партии и т. д.
Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.
Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.
Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:
- причинами (чего?) послужили/стали…;
- (что?) было обусловлено следующими причинами…;
- к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
- на развитие событий большое влияние оказали..;
- в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
- итогом проведенных реформ стало…;
- (что?) послужило началом…
Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
- Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
- Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.
Изменения 2022 года
Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) официально объявил, что разработчики намерены видоизменить задания ЕГЭ с 2022 до 2024 года. Внедрение обновленных заданий ЕГЭ по всем предметам будет вестись поэтапно, но стартует очередная реформа ИГА уже летом 2022.
Первая важная новость – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории в 2022 году сократили с 3 часов 55 минут до 3 часов, сообщили в Рособрнадзоре. Также в экзаменационную работу включили новые модели заданий на применение предметных навыков.
Из работы исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания
- на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.);
- на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.);
- задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
Из работы исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
- Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
- Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
- Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
- Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
- Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в задание добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).
В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.
Так, в 2022 году ЕГЭ по истории не станет проще, ведь хоть из КИМов исключили историческое сочинение, но добавили новое задание на установление причинно-следственных связей, а задание с кратким ответом, посвященное Великой Отечественной войне, заменили заданием с развернутым ответом, предполагающим работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.
Теперь давайте рассмотрим изменения, которые произошли в ЕГЭ по истории 2022 года более подробно.
Рекомендации по подготовке
Подготовиться к ЕГЭ по истории в 2021 году можно, последовательно изучая новый материал и применяя его на практике.
Во-первых, стоит погрузиться в историческую атмосферу. Для этого можно смотреть документальные фильмы (от StarMedia, цикл «Великая война» и др.), изучать исторические источники и литературу, ходить в музеи и смотреть театральные постановки по важным событиям и личностям.
Во-вторых, залог успеха – структурированность материала. Чертите схемы и таблицы, сопоставляйте личностей и события. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории, повторяйте материал не по учебникам, а по схемам и таблицам (например, из пособия В.В. Кириллова).
В-третьих, пишите как можно больше исторических сочинений и давайте их на проверку знающему человеку: школьному учителю, репетитору, знакомому эксперту ЕГЭ по истории или команде профессионалов, работающих в онлайн-школе.
Алгоритм написания исторического сочинения
В первую очередь рекомендуется составить в черновике небольшую таблицу:
Отдельно следует записать исторические термины и понятия, связанные с этим периодом.
Во введении нужно указать, чем вызван выбор начальной и конечной даты. Затем в нескольких предложениях описать этот период, его характерные особенности и главные события.
При написании основной части большую помощь окажет составленная таблица. Каждое событие нужно проанализировать и более подробно описать его причины и последствия, деятельность и роль конкретных личностей.
В заключительной части нужно оценить влияние периода на дальнейшую историю России
Для этого потребуется вспомнить, как дальше развивалась страна, и что по этому поводу писали историки.
Закончив работу в черновике, нужно тщательно проверить сочинение на наличие фактических ошибок (если дата события вызывает сомнения, лучше ее не писать); обратить внимание на связность текста и соответствие основным требованиям (не менее двух событий, личностей и т. д.).
После внесения необходимых исправлений и дополнений сочинение можно переписать на чистовик
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
Свобода и вседозволенность личности
- Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький. Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».
- Повесть В. Быкова «Обелиск» содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.
- На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.
Изменения в ЕГЭ-2022 по истории
- Исключили задания 6, 10 и 22 на работу с письменным историческим источником, задание 7 на знание фактов, предполагающее множественный выбор, задание-задачу 23.
- Отменили историческое сочинение, то есть задание 25.
- Задания 3 и 4 КИМ-2021 на проверку знания исторических понятий с кратким ответом преобразовали в задание с развёрнутым ответом на проверку знаний исторических терминов и умения их объяснять. Теперь это задание 18.
- Из задания 11 КИМ-2021 на работу с информацией, представленной в форме таблицы, исключили материал по истории зарубежных стран. Теперь это задание 4. Оно нацелено на проверку знания важных событий из истории России и её регионов, а также связанных с ними дат и географических объектов.
- Задание 15 на работу с исторической картой (схемой) преобразовали в задание 10 на проверку умения соотносить историческую карту и текст.
- Задания 18 и 19 с краткими ответами на работу с изображениями преобразовали в задания 14 и 15 с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельный анализ изображения и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания 8 с кратким ответом включено задание 16 с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны.
- Задание 24 на аргументацию усовершенствовали: в него добавили материал по истории зарубежных стран, теперь это задание 19. Количество необходимых аргументов в этом задании сократили с четырёх до двух.
- В экзаменационную работу добавили новое задание 17 на установление причинно-следственных связей.
- Из заданий, предполагающих множественный выбор, исключили указание количества правильных ответов.
- Продолжительность экзамена сократили с 235 до 180 минут.
Оценивание работ
Выполнив все 25 заданий, выпускник может набрать максимум 56 первичных баллов.
При этом распределение баллов по заданиям КИМа будет таким:
Задание | Баллы |
№ 1, 4, 10, 13-15, 18,19 | 0 или 1 |
№ 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22 | от 0 до 2 |
№ 11, 23 | от 0 до 3 |
№ 24 | от 0 до 4 |
№ 25 | от 0 до 12 |
Как видите, за историческое сочинение можно получить 12 баллов, что составляет чуть более 20%, а это значит, что получить высокий результат, не выполнив задание №25, будет невозможно.
Важно! Критерии оценивания сочинения не изменились. Эксперты будут оценивать сочинение по 7 критериям, разработанным ФИПИ:
Эксперты будут оценивать сочинение по 7 критериям, разработанным ФИПИ:
№ | Критерий | Максимальная оценка |
К-1 | Указание событий | 2 б. |
К-2 | Исторические личности, а также их роль в этих событиях | 2 б. |
К-3 | Причинно-следственные связи | 2 б. |
К-4 | Оценка влияния событий на историю Росси | 1 б. |
К-5 | Привлечение исторической терминологии | 1 б. |
К-6 | Наличие фактических ошибок | 3 б. |
К-7 | Форма изложения | 1 б. |
Сочинение оценят в 0 баллов по всем критериям, если:
- в тексте не будет информации по историческим событиям;
- описанные события не относятся к выбранному временному периоду.
Важно! Сочинение не оценивают по критериям К-6 и К-7, если за первые 4 критерия работа набрала менее 5 баллов. Далее первичные баллы суммируют и переводят в тестовый балл по разработанной ФИПИ таблице соответствия
Далее первичные баллы суммируют и переводят в тестовый балл по разработанной ФИПИ таблице соответствия.
Евклид, отец математики
Цифры, сложение, деление, десятки, дробь – к чему относятся эти слова? Правильно, к математике! Невозможно представить современный мир без множества расчетов, ведь мы, как минимум, вынуждены считать деньги, затраченные на покупку продуктов в магазине. Но ведь были времена, когда даже не было понятия “единицы” в умах людей. Откуда же пошла эта великая наука под названием “математика”? Евклид – основоположник этой науки и ее основатель. Именно он подарил миру математику в том виде, в котором мы ее видим. “Евклидова геометрия” бралась за основу у античных, а после и у средневековых ученых как образец математических расчетов.
Как подготовиться к ЕГЭ по истории 2022?
Разумеется, все это выучить! Ученик действительно должен знать огромный объем информации. Именно поэтому история — один из самых сложных ЕГЭ.
Главная проблема — даты, которых нужно помнить несколько сотен. Однако ее можно решить, если пользваться мнемотехниками. Мы уже делились некоторыми из них в другом материале.
Еще стоит прорешивать как можно больше заданий, которые встречаются на экзамене. Прописывайте аргументы, решайте тестовую часть — и не забывайте строго следовать всем правилам оформления ЕГЭ и критериям оценивания. После этого проверяйте свои ошибки и повторяйте те темы, в которых разбираетесь хуже.Именно так устроены наши занятия по подготовке к ЕГЭ
Мы проводим срезы знаний и пробный экзамен, анализируем ошибки учеников и индивидуально объясняем им, на что обязательно нужно обратить внимание. Если у кого-то остаются вопросы, мы всегда дополнительно разбираем сложные темы
Поэтому после наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории выпускники сдают экзамены на очень высокий балл — обычно не ниже 80. И неудивительно: они знают все ловушки ЕГЭ и умеют их обходить. Хотите так же? Ждем вас на наших занятиях!
О плюсах и минусах планируемых изменений
Положительные моменты
1. Исчез довольно-таки бесполезный, по сути, критерий «использование исторической терминологии» в историческом сочинении. Ведь трудно представить, как вообще можно написать исторический текст без употребления тех или иных научных понятий.
Т.о. меньше становится баллов, которые получались выпускниками практически «автоматом».
2
Уточнена достаточно спорная ситуация с существовавшей у некоторых исторических деятелей разницей между временем «отхода от дел» и временем смерти, что было важно для выполнения К4 (см. выше пример с Н.С
Хрущёвым). Это облегчает выполнение задания в целом и повышает шансы участников экзамена на его успешное написание.
3. Самое сложное, на мой, и думаю не только на мой взгляд, задание в ЕГЭ по истории – на аргументацию (№ 24), стало более лояльным к выпускникам. Теперь даже за один правильный аргумент в любую сторону («за» или «против») можно получить хотя бы 1 балл. Это, безусловно, увеличивает шансы школьников на более высокие результаты экзамена.
4. То же самое (о большей лояльности к участникам ЕГЭ) можно сказать и по поводу уменьшения до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 (отсутствие ошибок) и К6 (связность текста).
Отрицательные моменты
1. Увеличение баллов за задание на аргументацию, которое школьники обычно выполняют даже хуже, чем пишут историческое сочинение, точно никак не повлияет на улучшения качества выполнения задания № 24. Очевидно, что некоторые выпускники, рассчитывая теперь даже за откровенно слабые аргументы всё равно получить хотя бы 1-2 балла, вряд ли будут сильно напрягаться с их формулированием.
2. Ситуация с понижением до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 и К6, может в свою очередь привести к уменьшению внимания определённой части выпускников к качественному выполнению задания.
3. Уточнение критерия 4 для сочинения по историческим деятелям (возможность оценивать деятельность по последним годам жизни, а не обязательно после смерти) не снимает всех вопросов к методикам отбора исторических личностей для задания № 25.
Например, относительно М.С. Горбачёва, который закончил свою политическую деятельность в 1991 г. однако до сих пор жив, а значит, не вписывается даже в критерий с пояснением. Ведь непонятно, какие годы для него считать «последними».
Ссылка:
___
Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa
Реформатор Мартин Лютер
В XVI веке это имя вызывало самые контрастные эмоции. Мартин Лютер – основатель Реформации – движения против власти Папы. Образование новой конфессии, поддерживаемой массами, уже дело крупное, способное изменить мир. А когда эта конфессия образована из другой сепаратистским образом, то тут и до войны недалеко. Европу захлестнула волна религиозных войн, продолжавшихся более века. Самым крупным конфликтом стала Тридцатилетняя война, одна из самых кровопролитных войн в истории. Не стоит забывать про то, что, несмотря на конец всех войн за религию, религиозные различия еще сильнее разъединили Европу. Протестантство стало государственной религией в некоторых странах и даже является таковой в немногих из них до сих пор.