Подготовка к огэ по химии 9 класс

Материалы для подготовки

Книги и справочники очень важны в процессе изучения. Что следует знать и учить, чтобы как можно лучше подготовиться к ОГЭ по химии? Нужно повторить весь школьный курс, поэтому советуем начать подготовку как можно раньше:

  1. Соберите проверенные теоретические материалы. Специалисты-разработчики рекомендуют для приобретения расширенную версию ФИПИ. В них анализируются наиболее сложные задания, представлены пояснения и ответы на часто задаваемые вопросы. Хорошим дополнением станут издательства Н. Е. Кузнецова или В. В. Еремина. Кроме того, материал хорошо представлен в учебнике А. Егорова.
  2. Выделяйте наиболее сложные темы.
  3. Материал лучше всего моментально закреплять на практике.
  4. При возникновении сложных ситуаций с конкретными темами, найдите репетитора. 

Обращаем внимание на сборник «Типовые варианты экзаменационных заданий», разработанный Ю. Н

Медведевым, А.С. Корощенко, Г. Н. Молчановой, а также Елены Савинковой. С помощью вышеупомянутых пособий вы узнаете, как правильно подготовиться к ОГЭ по химии.

Больше читайте и практикуйте полученные знания. Изучайте каждый день что-то новое и повторяйте пройденное. Это поможет вам как можно лучше подготовиться к ОГЭ по химии. Кроме того, хорошие знания обеспечат вам уверенность и вы легче справитесь с волнением.

На что обращать внимание при подготовке

Потренируйтесь решать практико-ориентированные задания (№ 1–5). Раньше этот блок назывался «Реальная математика», потом это название убрали, но задания остались теми же по смыслу. Никакой сложной математики в них нет, но нужно научиться разбираться в условии, правильно читать рисунок, понимать, что дано, а что нужно вычислить, чтобы получить ответ.

Отработайте задачи по геометрии на доказательство (№ 24). Сами по себе эти задачи несложные, но с ними часто возникают проблемы из-за неумения связно и логично излагать свои мысли, не перескакивая с одного на другое. Чтобы этому научиться, ещё раз повторите все теоремы по геометрии. Пройдитесь последовательно по ходу доказательства теоремы и поймите смысл и логику. Это поможет в решении задач на доказательство и улучшит понимание геометрии в целом.

Советы сдающим ЕГЭ

Топ-7 советов тем, кто решил сдать Единый государственный экзамен по литературе:

Заведите тетрадь для записей. В тетрадь можно выписывать краткие сюжеты произведений, цитаты, характеристику персонажей, основные мысли и проблемы в текстах. Также можно записывать заготовленные фразы-клише, которые могут помочь в построении логической композиции сочинения.
Используйте термины. Это покажет ваш уровень знаний и эрудированность в данной дисциплине

Важно научиться оперировать словами правильно и вставлять их только в нужные места, потому что неправильно употребленный термин комиссия может рассмотреть как недочет и снять за него баллы.
Пишите сочинения как можно чаще. Лучше всего выделить несколько часов в неделю для написания сочинений, анализа текста и подбора аргументации, это повысит продуктивность и шансы сдать ЕГЭ на хорошие баллы.
Используйте материалы ФИПИ

На сайте представлены демонстрационные варианты и критерии оценивания, а также банк заданий с большим количеством примеров для закрепления своих знаний и отработки практических навыков. На сайте университета «Синергия» представлен раздел с разбором заданий по всем предметам, который может облегчить абитуриентам их учебный процесс.
Читайте ежедневно. Чтение расширяет объем долговременной памяти и словарный запас, повышает эрудированность и учит ориентироваться не только в сюжетах и персонажах, но также в жанрах и эпохах. Помимо этого чтение учит грамотно излагать свои мысли и обогащает речь.
Изучайте произведения вне рамок школьной программы. Это расширит ваш кругозор и даст больше представлений о мире литературы. Вы сможете познакомиться с новыми стилями зарубежных и русских писателей и подберете много нового для изучения.
Чередуйте учебу и отдых. Делайте зарядку, гуляйте и отвлекайтесь на что-то другое. Мозгу необходимы кислород и периодическая смена деятельности, это защищает от выгорания и повышает продуктивность работы.

ЕГЭ по литературе пригодится тем, кто хочет в будущем поступить на творческую специальность, разбираться в филологии и работать со словом. Экзамен требует много сил и времени, поэтому лучше начинать усердно учиться за 1−2 года до сдачи.

Ученикам важно научиться решать КИМы, для этого необходимо много читать и анализировать прочитанные произведения. Такой подход дает шансы на хорошие баллы и возможность поступить в любое учебное заведение

Как готовиться

Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии я советую готовиться с 9 класса, но подготовка к экзаменам — вопрос индивидуальный. В целом ученики лучше справляются с ОГЭ по химии, чем с ЕГЭ, и одного года вполне хватает даже при изучении предмета с нуля. Скорее всего, это связано с тем, что от ОГЭ не зависит поступление в вуз. Чем меньше школьники нервничают, тем лучше концентрируются на заданиях. Частично это связано с темами: большинство из них проходят в девятом классе, а сдавать экзамен со свежими знаниями всегда проще.

Как выстроить подготовку. Если вы раньше совсем не изучали химию, начните с основ: хорошо уясните для себя, что такое вещество и элемент, какое строение у молекул и атомов, какие связи могут быть между веществами и какие классы веществ существуют, что такое степень окисления и другие вопросы, которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы будут даваться гораздо проще.

Для изучения основ подойдёт учебник по химии за 8 класс, например, под редакцией Кузнецовой или Ерёмина. Тем, кто в дальнейшем планирует сдавать ЕГЭ по химии, рекомендую купить пособие А. Егорова «Репетитор по химии», где собраны темы за весь курс школьной химии.

Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, сразу выписывайте все характеристика его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.

Пройденный материал советую сразу закреплять на практике, выполняя задания из сборников ОГЭ. Есть два вида сборников задач по химии: тематические, где для каждой темы подобраны все виды заданий по ОГЭ, и типовые, где варианты заданий представлены в том виде, в каком они будут на экзамене. Тем, кто готовится к экзамену в этом году, советую купить сборник с типовыми задачами «ОГЭ-2019. Химия. 30 тренировочных заданий» под редакцией В. Доронькина или «ОГЭ-2019. Химия 9 класс. Типовые тестовые задания» Ю. Медведева. Для решения тематических задач берите «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А. Корощенко.

Я рекомендую начать подготовку с тематических сборников — в ОГЭ по химии не столько важен навык решения задач, сколько понимание предмета. По моему опыту, эффективнее сначала изучать одну тему и тут же закрепить знания, выполняя по этой теме различные виды заданий из сборника.

Этапы подготовки:

  • изучите одну тему в учебнике;
  • посмотрите дополнительные материалы, например, лекции или вебинары по той же теме;
  • решайте разные виды задач именно по этой теме.

Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, которые представлены в задачах, вы будете справлять с ними гораздо лучше.


Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»
Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»
Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»
Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»

Как правильно пользоваться википедией. Русскоязычная википедия — неплохой ресурс для уточнения информации или поиска ответа на конкретный вопрос в рамках школьной программы. При подготовке к ОГЭ по химии вы вполне можете использовать его как справочник.

Однако лучше сразу приучать себя не просто читать приведённую информацию, а проверять источники, на которые ссылаются авторы статьи. В списке литературы хорошей онлайн-статьи по химии должны быть ссылки на уважаемые журналы, например, на Nature, Chemical Science, Green Chemistry, Chemical Society Reviews. Также у каждого научного издания есть такой показатель, как импакт-фактор — цифра, которая показывает, как часто статьи данного издания цитируют в научном мире. Её всегда указывают на сайте журнала. Для сравнения, у одного из самых старых и авторитетных общенаучных журналов Nature импакт-фактор — 30.

Разбор задач

Физические законы — задача 7

Возьмём задачу на знание закона сохранения энергии: «В изолированной системе энергия может только превращаться из одной формы в другую, но её количество остается постоянным».

Как решать

Ответ: −204 Дж. В данной задаче ответ получился отрицательным. Когда сила действия и сила сопротивления направлены в разные стороны, работа силы сопротивления всегда отрицательна и обозначается знаком минус. Если вы не поставите знак минус, ответ не будет засчитан.

Физические явления — задача 6

Чтобы решить задачу, нужно, глядя на рисунок, установить истинность или ложность всех пяти высказываний.

Как решать

Ответ: 2, 4.

На что обратить внимание. В задачах, где нужно выбрать два варианта из пяти, всегда проверяйте все пять вариантов

Тогда вы будете точно уверены, что нашли два нужных варианта ответа.

Методы научного познания — задачи 18 и 19

Нужно проанализировать результаты экспериментов, выраженные в виде таблицы или графика, и соотнести полученные результаты с приведенными в задаче утверждениями.

Как решать

Мы знаем, что при подъеме в гору атмосферное давление падает, а при погружении в воду растёт. Однако в данном случае конструкция батисферы герметична и внутри неё поддерживается постоянное давление. Следовательно, верен только вариант 1: чтобы доказать, что температура кипения воды зависит от атмосферного давления, нужно провести только опыт А.

Ответ: 1.

Как решать

️ Первое утверждение верно. Дно сосудов изменило форму под воздействием жидкости, значит, мы можем сделать такой вывод из данного эксперимента.

️ Второе утверждение верно. Действительно, разные жидкости заставляют дно прогибаться сильнее или слабее.

Третье утверждение неверно. Чтобы его проверить, нужно взять сосуды разной формы, а у нас сосуды одинаковые.

Четвертое утверждение неверно. Для его проверки нужна разная высота столба жидкости, чего у нас нет.

Пятое утверждение неверно. Это закон Паскаля, а он подтверждается совершенно другими опытами.

Ответ: 1, 2.

На что обратить внимание. В данной задаче нужно найти не правильные утверждения, а именно те, которые прямо следуют из приведённого в задаче эксперимента

При этом верными с точки зрения физики могут быть все пять утверждений, но только два вывода можно сделать на основе представленных наблюдений, без привлечения дополнительных данных.

Эксперимент — задача 23

Как решать

1. Рисуем схему электрической сети.

Ответ: 5 Ом.

На что обратить внимание. Подсказки о ходе решения содержатся в самом задании

Ответ: 5 Ом.

Критерии оценивания. Чтобы получить 4 балла за задачу 23, нужно чётко и ясно расписать все четыре пункта.

Вы получите только 3 балла → если всё верно, но

  • Неправильно вычислили ответ
  • Неправильно записали единицу измерения
  • Схему нарисовали с ошибкой или не нарисовали вообще
  • Не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 2 балла → если верно провели измерения, но

  • Не привели формулы для расчёта искомой величины и не получили ответ
  • Не дали ответа и схемы экспериментальной установки
  • Не нарисовали схему и не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 1 балл → если

  • Привели правильные значения прямых измерений
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и формулу для расчёта
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и верно нарисовали схему

Понимание текстов физического содержания — задачи 20 и 22

Нужно правильно понять смысл приведенных в тексте терминов и ответить на вопросы по содержанию текста. При этом нужно уметь сопоставлять информацию из разных частей текста и применять её в других ситуациях, а также переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Обычно для решения этих задач достаточно уметь читать и понимать текст, дополнительные знания могут вообще не потребоваться.

Как решать

В утверждении А говорится о любом теле, а в тексте — о горных породах, значит, утверждение А неверно.

️ «Маленькие постоянные магниты» в утверждении Б соответствуют «миниатюрным магнитным стрелкам» в тексте, значит, утверждение Б верно.

Ответ: 2.

Как решать

В тексте сказано, что 700 тысяч лет поле не менялось. При этом в тексте нет никакой информации о периодичности, с которой менялось поле.

Вывод: нет, такой вывод сделать нельзя.

Ответ: утверждение неверно.

Особенности ОГЭ 2022: будут ли изменения

Уже разработана окончательная версия заданий итогового тестирования по химии в девятом классе. В августе ФИПИ опубликовал демонстрационную версию, которая представляет собой примерный вариант заданий будущего экзамена. В новом варианте не будет существенных изменений

Но важно детально изучить те изменения, которые были приняты в прошлом году

На официальном сайте ФИПИ с 21 августа 2021 года доступен полный объем информации, необходимой для подготовки к сдаче экзамена по химии. Уже можно скачать демонстрационную версию, чтобы оценить текущий уровень знаний, выявить наличие пробелов и устранить их, повторив материал. Также доступна информация по системе оценивания и кодификатор ОГЭ.

Как готовиться к ОГЭ самостоятельно

Составить план подготовки

Лучше всего заниматься в определённой последовательности. Я рекомендую повторять/изучать темы в следующем порядке:

Повторять программу девятого класса

Возьмите учебник 9-го класса (авторы Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова) и пройдитесь ещё раз по всем темам. Тщательная проработка программы 9-го класса — это 80% успеха на ОГЭ. При этом вы обязательно будете применять и те знания, которые получили в 5–8-м классах. Если с этим возникнут проблемы, вы сможете вернуться и повторить именно ту тему, в которой плаваете.

Решать как можно больше задач

Для успешной сдачи экзамена важно отработать решение задач. Их можно брать из учебника, пособий по подготовке к ОГЭ и демоверсий прошлых лет

Что нужно знать и уметь для успешной сдачи ОГЭ

  1. Выполнять операции с числами, десятичными и обычными дробями.
  2. Уметь извлекать корень, целую часть из него, оперировать свойствами корней.
  3. Сравнивать числа, работать с числовой осью.
  4. Решать уравнения: линейные, квадратные, рациональные.
  5. Знать и уметь применять формулы сокращённого умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности.
  6. Уметь раскладывать на множители вынесением за скобку общего множителя.
  7. Знать, как выглядят основные графики: линейная функция, парабола, гипербола.
  8. Уметь работать с алгебраическими дробями.
  9. Знать свойства степени.
  10. Знать свойства углов при параллельных прямых, что такое смежные и вертикальные углы.
  11. Знать основные свойства треугольника, уметь вычислять периметр, площадь, отличать биссектрису, высоту, медиану.
  12. Знать основные понятия окружности: вписанный и центральный угол, хорда, касательная, радиус и диаметр.
  13. Знать свойства основных четырёхугольников: параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат.
  14. Решать неравенства.

Структура экзамена

В новом учебном году появилась практическая часть по химии, которая является обязательной для всех учеников, сдающих экзамен по химии.

По данным ФИПИ в КИМе этого года предусмотрено увеличение числа заданий на сопоставление и уменьшение тестов с выбором ответа. Всего имеется 24 задания, 14 из них относятся к базовому, пять к повышенному, оставшиеся – к высокому уровню сложности.

Каждый ученик хочет получить максимальный результат. Как подготовиться к химии, чтобы его достичь? Этот вопрос интересует многих. В 2021 году максимум равняется 40 баллам. Для выпуска из школы необходимо набрать не менее 10. Всё очень просто!

Как оценивают работы

Максимальный балл ОГЭ по химии – 40. «Стоимость» каждого правильного ответа зависит от сложности задания.

Уровень сложности задачи Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимального общего результата
Базовый 14 14 35
Повышенный 5 10 25
Высокий 5 16 40
Итого 24 40 100

Баллы могут сниматься за ошибки в написании элементов и в перечислении их основных свойств, за погрешности при математических вычислениях, а также за неполный ответ. Начисление идет по такой схеме:

  • Задачи с кратким ответом 1-5, 7-9, 12, 14-17, 19 оцениваются в 1 балл, в случае ошибки ставят 0.
  • Вопросы первой части 6, 10, 11, 13, 18, а также экспериментальное задание 24 при правильном выполнении могут принести по 2 балла. За одну ошибку снимается 1 пункт, за две и более выставляется 0.
  • Задания 20 и 22 стоят по 3 балла. Ответ в каждом из них состоит из 3 элементов. Соответственно, за каждый неправильно найденный элемент снимается 1 пункт.
  • Задачи 21 и 23 наиболее сложные и ценные, за них можно получить по 4 балла. За каждый из четырех верных элементов ответа ставится 1 балл.

Первичные баллы становятся основой для выставления итоговых экзаменационных оценок. Их пересчет осуществляется по специально разработанной шкале.

Первичные баллы Отметка за экзамен
0-9 2
10-20 3
21-30 4
31-40 5

Скажем откровенно, даже для получения четверки по химии придется изрядно попотеть. Но и ценность этой четверки велика – ее может хватить для зачисления в профильный класс (по рекомендации ФИПИ для этого достаточно 27 первичных баллов). Поэтому все усилия талантливых и целеустремленных учеников будут вознаграждены. По сути, ОГЭ по химии – отличная «проверка на прочность» перед предстоящей через 2 года сдачей ЕГЭ и поступлением в университет.

Оценивание результатов

На ОГЭ можно получить максимум 34 первичных балла. Сложность включенных в КИМ вопросов указана в таблице.

Уровень сложности Число вопросов Максимальный первичный балл Процент от общего количества первичных баллов
Базовый 11 16 47
Повышенный 7 11 32,4
Высокий 3 7 20,6
Итого 21 34 100

Как видим, относительно простых вопросов на экзамене не так уж и много, но и на базовом уровне можно достичь положительного результата. Система оценивания работ такова:

  • вопросы №2, 3, 5, 6, 8–12, 14 оцениваются в 1 балл (правильно – неправильно);
  • задачи №1, 4, 7, 13 могут принести по 2 балла при выполнении без ошибок, 1 балл при одной ошибке или же 0;
  • задания №15–18 и 20 с развернутым ответом дают от 0 до 2 пунктов;
  • упражнения №19 и 21 – от 0 до 3 баллов.

Ответы на вопросы первой части проверяются автоматически. Задания второй части оцениваются экзаменаторами по утвержденным критериям. Учитывается наличие всех необходимых элементов ответа, его полнота и логичность изложения. При этом элемент засчитывается, если, помимо верной версии, не указана неверная. Если после проверки работы двумя экспертами у них возникнут значительные расхождения в оценках (2 или больше первичных баллов), окончательным признается вывод третьего экзаменатора. Он проверяет только те задачи, по которым возникли расхождения.

После окончательного утверждения первичные баллы переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале с использованием такой схемы:

Количество первичных баллов

Итоговая отметка

0–9 2
10–19 3
20–27 4
28–34 5

Троечники могут получить приемлемую оценку на одних задачах первой части, а те, кто стремится к более высокому результату, должны хорошо поработать над заданиями с развернутым ответом. В профильные классы рекомендуют зачислять школьников, которые на экзамене набрали не меньше 24 первичных баллов.

На сегодняшний день ОГЭ по истории – далеко не самый популярный экзамен среди школьников. Его практически не выбирают ученики, которые мечтают получить хотя бы минимальный балл и выпуститься из школы. Обычно на это испытание записываются девятиклассники, которые серьезно увлекаются исторической наукой или же связывают свое будущее с такими направлениями, как юриспруденция, искусствоведение, археология, политология, международные отношения.

Как готовиться к экзамену по химии

Все задания КИМа можно разбить на пять блоков:

  1. Вещество.
  2. Химическая реакция.
  3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.
  4. Методы познания веществ и химических явлений.
  5. Химия и жизнь.

Чтобы успешно справиться с экзаменом, нужно знать основы химической номенклатуры, понимать закономерности свойств химических элементов и веществ по группам и периодам, разбираться в общих свойствах металлов и неметаллов, а также признаках и условиях протекания химических реакций. Чем раньше вы начнёте подготовку, тем лучше, но в целом одного года хватит даже при изучении предмета без базовых знаний.

Если вы решили изучать химию с нуля, начните с тем, которые рассматривают в восьмом классе: вещество и элемент, строение молекул и атомов, связи между веществами, классы химических соединений, степень окисления.

Заведите тетрадь, в которой будете конспектировать всю полезную информацию: формулы, правила, свойства и т.д. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, обязательно запишите характеристику его оксидов, качественные реакции, физические свойства, применение и специфические особенности.

Обращайте внимание на источники информации. К сожалению, статьи из интернета порой могут ввести в заблуждение

Вам пригодятся: учебник по химии под ред. Ерёмина или Кузнецовой и пособия для подготовки к ОГЭ.

Также вы можете заниматься с репетитором в Тетрике. Под руководством опытного преподавателя вы не только освоите азы, но и получите более углублённые знания по предмету. 

Основные задания экзамена

Задание 1. Изложение

Текст из 150–170 слов нужно прослушать, а затем письменно восстановить его сжато, оставив ключевую информацию и исключив второстепенную. Текст должен быть небольшим по объёму, но не бедным по содержанию.

Задания 2–8. Тест

В тест входят семь заданий с кратким ответом. В некоторых нужно выбрать один вариант ответа, в других — несколько (от двух до четырёх), а также предлагается записать либо цифры, либо слова.

Задание 2. Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, виды односоставных предложений, второстепенные члены предложения, однородные члены, обособленные члены, вводные конструкции, ССП, СПП, типы придаточных, типы подчинения придаточных, БСП.

Задание 3. Постановка запятой, двоеточия, тире, кавычек.

Задание 4. Типы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Трансформация словосочетания из одного типа в другой.

Задание 5. Гласные и согласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Гласные после шипящих, И и Ы после приставок. Правописание суффиксов разных частей речи, правописание Н/НН. Окончания существительных и глаголов. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. Падежная форма существительного в сочетании с производным предлогом. Правописание наречий. Мягкий знак.

Задание 6. Анализ текста. Фактическая информация текста.

Задание 7. Средства выразительности: метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение, противопоставление, слова разговорного стиля.

Задание 8. Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, просторечная и устаревшая лексика, книжный и разговорный стиль.

Задание 9. Сочинение

Задание третьей части выполняется на основе текста из тестового задания 6. Работу нужно написать по одной из тем на выбор: 9.1, 9.2 или 9.3.

Сочинение 9.1. Сочинение на лингвистическую тему.

Пример. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста…: «…».

Сочинение 9.2. Сочинение по фрагменту текста.

Пример. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «…». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

Сочинение 9.3. Сочинение по заданному понятию.

Пример. Как вы понимаете значение слова «…»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать …?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из вашего жизненного опыта.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

Структура экзамена

КИМ ОГЭ по истории состоит из двух частей и включает в себя 24 задания, которые различаются формой и уровнем сложности. На выполнение экзаменационной работы отводится 180 минут.

Ответы на задания первой части оформляются в виде цифры, последовательности цифр, слова или словосочетания, записанных без пробелов и других разделителей. Ответы первой части проверяются автоматически компьютером. Первая часть содержит 17 заданий с кратким ответом:

1. Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.

  • В задании 4 по заданному условию требуется выбрать из пяти предложенных элементов два верных.
  • Задание 5 предполагает выбор из пяти предложенных терминов одного лишнего, который не соответствует условию задания.
  • В задании 10 проверяется умение работы с историческим источником и картой. Нужно сопоставить данные исторического источника и карты и выбрать обозначенный на карте цифрой объект, который соответствует условию задания.
  • Задание 11 проверяет умение работы с иллюстрацией. По заданной иллюстрации нужно выбрать один верный ответ из четырёх представленных.
  • В заданиях 13 и 14 проверяются знания фактов истории культуры. В 13-м задании нужно по условию определить два верных ответа из пяти, а в 14-м — один из пяти.
  • Задания 15–17 посвящены всеобщей истории и в совокупности охватывают весь курс истории зарубежных стран — с истории Древнего мира до 1914 г. В этих заданиях нужно выбрать один правильный ответ из четырёх представленных.

2. Задание на определение последовательности элементов. В КИМ только одно такое задание — задание 2, в котором нужно расположить четыре события в правильной хронологической последовательности.

3. Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах.

  • Задание 1 предполагает установление соответствия пяти дат и трёх событий.
  • В задании 6 нужно соотнести факты и тезисы. На выбор ученикам даётся четыре предложения — два факта и два тезиса.
  • Задание 7 нацелено на проверку умения работы со статистической информацией и всегда посвящено периоду XVIII — начала ХХ в. По материалам статистики ученикам на выбор даётся три варианта начала суждений и пять вариантов завершения суждений, которые нужно сопоставить.

4. Задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года.

  • В задании 3 нужно написать термин по заданному определению.
  • В заданиях 8 и 9 нужно атрибутировать историческую карту — назвать век, исторических персонажей, географические объекты, которые связаны с событиями, отражёнными на карте.
  • В задании 12 нужно заполнить пропуск в схеме.

Вторая часть содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части выполняются на бланке ответов № 2, который проверяется экспертами.

1. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника:

  • атрибутировать документ (18);
  • найти готовую информацию в тексте (19);
  • указать контекстную информацию (20).

2. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом:

  • установление причинно-следственных связей (21);
  • анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22);
  • сравнение исторических событий и явлений (23);
  • анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24).

КИМ может проверять знания по одному из трёх периодов истории: 1) с древнейших времён до начала XVI в.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII — начало ХХ в. Также могут быть задания, которые охватывают более широкие периоды истории с древнейших времён до начала XX в. (два или три из указанных периодов). В заданиях 3–6, 8–12, 18–22, 24 допускается включение материала по любому из указанных периодов. Задания 2 и 23 могут охватывать один-два из названных периодов, а задание 1 — все три периода. Задания 13 и 14 могут охватывать один, два или три из указанных периодов истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector