Какие бывают общеобразовательные учреждения
Содержание:
- Особенности системы образования
- Характеристика современных образовательных заведений
- Учреждения начального профобразования
- Структура системы образования
- Обучающиеся
- Основные понятия
- Законные права школьников (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Формы получения образования вне организации
- Неполное высшее образование и бакалавриат
- Виды образовательной организации высшего образования
- Виды высших учебных заведений
- Детские сады
- Специфика детских садов
- Что называют образовательной деятельностью
- Школьные образовательные учреждения
Особенности системы образования
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
- Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
- Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
- Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
- Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.
На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:
- Образовательные организации.
- Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
- Органы управления.
На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:
Система | Особенности |
централизированная | Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах. |
децентрализированная | Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения. |
смешанная | Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти. |
Характеристика современных образовательных заведений
В статье 12 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что учебные учреждения разного типа осуществляют процесс обучения с реализацией одного или нескольких видов образовательных процессов, полноценного воспитания, развития. ОУ представляет собой юридическое лицо, у которого может быть разная организационно-правовая форма: государственная, муниципальная, негосударственная (частная, религиозная, общественная).
Все муниципальные и государственные типы образовательных учреждений функционируют на основании базовых положений об ОУ, которые утверждаются Правительством РФ. Негосударственные учреждения не подчиняются таким Постановлениям, они могут стать для них лишь образцами (рекомендациями).
Установление государственного статуса учебного заведения (вида, типа, категории ОУ) осуществляется с учетом направления его деятельности во время официальной государственной аккредитации. Структурные подразделения, отделения, филиалы образовательного учреждения по доверенности могут иметь в полном объеме либо частично правомочия юридического лица. Допускается и использование подразделением собственных счетов, самостоятельного баланса в кредитных и банковских организациях.
Подобные типы образовательных учреждений России создают в целях совершенствования и развития учебного и внеурочного процесса. Закон в полной мере регламентирует порядок создания, а также деятельность таких УО.
Учреждения начального профобразования
В системе начального профобразования работает несколько типов образовательных учреждений – это профессиональное училище и лицей. В училище обучающимся предлагаются программы, на которых можно получить конкретные профессии, квалификации. На одних направлениях дополнительно предоставляется среднее (полное) общее образование, а на других – нет.
Профессиональные училища считаются основным типом начального профобразования. Это то звено образовательной системы нашей страны, которое массово выпускает рабочих и служащих. Однако некоторые абитуриенты делают выбор не в пользу училищ, а в пользу профессиональных лицеев. Эти учреждения реализуют интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования и ступень общего образования. В лицеях обучающиеся обретают знания, которые должны были получить в 10–11 классах в школе, и профессии повышенного уровня квалификации.
Структура системы образования
Образование можно получить путем усвоения одной образовательной программы или сразу нескольких. В процессе обучения обычно учитывается уже имеющееся образование, а также практический опыт и квалификация.
Выделяются следующие уровни образования:
1) Общее:
- дошкольное;
- начальное (начинается с семилетнего возраста ребенка, длится обычно 4 года);
- основное (5 лет обучения);
- среднее (рассчитано на 2 года).
2) Профессиональное:
- среднее (продолжительность обучения зависит от образовательного учреждения);
- высшее – бакалавриат (4 года обучения), специалитет (5 лет), магистратура (2-2,5 года);
- высшее – подготовка кадров, обладающих высшей квалификацией;
3) Дополнительное образование.
Обучающиеся
Образовательная деятельность – это процесс, в который вовлечены не только педагогические работники, но и обучающиеся — физические лица, занимающиеся освоением образовательной программы. В зависимости от выбранной организации, уровня получаемого образования и формы обучения, обучающиеся могут называться:
- воспитанниками, обучающимися в ДОУ или получающими общее образование с одновременным проживанием в организации;
- учащимися – лицами, получающими общее образование;
- студентами, осваивающими профессиональное или высшее образование;
- аспирантами и ординаторами – лицами, обучающимися в аспирантуре и ординатуре;
- экстернами, зачисленными в организацию для прохождения аттестации.
Каждый обучающийся имеет право на:
- самостоятельный выбор организации и формы обучения, в том числе и сразу нескольких при желании;
- отсрочку от призыва в армию;
- каникулы – перерывы, запланированные для отдыха и других целей;
- получение бесплатного образования в порядке, установленном ФЗ № 273 об образовании;
- участие в управлении организацией;
- пользование всеми информационными и библиотечными ресурсами, объектами культуры и спорта и прочими возможностями, предоставляемыми организацией;
- совмещение учебы с работой.
Обучающиеся должны:
- соблюдать дисциплину, выполнять внутренние правила распорядка и требования устава;
- аккуратно относиться к имуществу учреждения;
- добросовестно изучать образовательную программу;
- заботиться о своем нравственном, физическом и умственном самосовершенствовании;
- с уважением относиться к другим обучающимся и работникам организации.
Основные понятия
Целью процесса образования является обучение и воспитание человека в любом возрасте. Воспитание необходимо для правильного становления и развития личности, выработки нравственных и духовных ценностей, приучения к принятым нормам поведения в социуме. Обучение позволяет овладеть необходимыми умениями, навыками или знаниями, развить определенные способности и научиться практически применять полученные сведения в повседневной жизни.
Для понятия «образовательная деятельность» определение используется, чтобы обозначить процесс образования и следования в обучении людей специально созданным программам обучения. Образовательная программа чаще всего представляется как совокупность различных методических и оценочных материалов, программ ведения учебных дисциплин и предметов, календарного графика обучения и прочего и образует единый комплекс, который включает в себя планируемые результаты, содержание и объем.
Лицо, осваивающее рекомендованную образовательную программу, является обучающимся. Оно получает новые знания чаще всего под непосредственным контролем и руководством педагогического работника, заключившего договор с образовательной организацией на выполнение обязанностей по обучению и воспитанию.
Процесс передачи знаний осуществляется с помощью различных средств образования. Сюда входят разнообразное оборудование, приборы, компьютеры, визуальные и аудиосредства, информационные ресурсы и прочие необходимые объекты.
Законные права школьников (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Стоит также обратить внимание на то, что федеральными законами, регламентирующими сферу общего образования, утверждены следующие права учеников:
- получать на бесплатной основе образование в соответствии с ФГОС;
- обучаться по индивидуальному учебному плану, не противоречащему ФГОС;
- проходить ускоренный курс образовательных программ;
- пользоваться библиотечными и иными информационными источниками в учреждении;
- обращаться за предоставлением дополнительных образовательных услуг и получать их платно;
- принимать участие в регулировании и управлении деятельности школы в рамках полномочий, отведенных ее уставными документами.
Кроме того, каждый ребенок, получающий среднее образование в муниципальном учреждении, имеет право на уважение собственного достоинства, свободу выражения своих убеждений и мировоззренческих позиций, свободу совести и достоверности информации.
Формы получения образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Что такое семейное образование
Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
<<Блок перелинковки>>
Давайте разберём основные виды семейного образования.
- Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
- Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.
- Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
<<Форма семейного образования>>
Что такое самообразование
Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.
Форма самообразования подойдёт, если подросток:
- хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
- уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
- хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.
Неполное высшее образование и бакалавриат
А теперь назовем ступени высшего профессионального образования. В нем принято выделять несколько уровней. Самый первый уровень – это неполное высшее образование. Для него не создано каких-то определенных программ, направлений подготовки. О неполном высшем образовании говорят тогда, когда студенты, отучившись не менее 2 лет и успешно пройдя промежуточную аттестацию, бросают учебу.
Второй уровень – это бакалавриат. Образовательные программы, предлагаемые на нем, имеют срок обучения не менее 4 лет. В процессе учебы студенты получают знания об обществе, истории, культуре, овладевают основами профессиональных знаний.
Некоторые люди считают бакалавриат неполным высшим образованием. На самом деле это не так. Бакалавры – это полноценные специалисты. Они могут трудоустраиваться на такие должности, на которых требуется высшее образование. При желании можно продолжать учебу на более высших уровнях профессионального образования. Такое решение рекомендуется принимать всем выпускникам вузов, ведь с квалификацией бакалавра, к сожалению, некоторые престижные вакансии недоступны.
Виды образовательной организации высшего образования
а) университет — высшее учебное заведение, которое:
-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);
-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
б) академия — высшее учебное заведение, которое:
-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;
-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
в) институт — высшее учебное заведение, которое:
-реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
-ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Виды высших учебных заведений
В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:
- спектр реализуемых образовательных программ;
- наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
- проведение научных исследований;
- выполнение научно-методической работы;
- качественный состав научно-педагогических кадров.
Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.
Детские сады
Первые образовательные учреждения, которые посещают дети — это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.
Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам — возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.
Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:
- группы общеразвивающей направленности;
- группы комбинированной направленности;
- группы компенсирующей направленности.
Специфика детских садов
Они являются максимально распространёнными учреждениями по обеспечению дошкольного государственного образования. Здесь предполагается полноценный уход, присмотр, оздоровление, воспитание, обучение малышей. Это самые массовые и доступные типы образовательных учреждений. Типы образовательных программ могут различаться в зависимости от направления деятельности, выбранного в детском саду.
В подобном заведении комбинированного типа есть несколько различных групп:
- компенсирующие;
- общеразвивающие;
- оздоровительные
Такие типы образовательных учреждений есть в каждом районном центре РФ, они рассчитаны на воспитание малышей от трех до семи лет.
Что называют образовательной деятельностью
Процесс получения знаний не остановить, им можно (и стоит) заниматься в любом возрасте. Он помогает гармоничному развитию личности, вырабатывает определённые духовные ценности и прививает нормы поведения, принятые в обществе. Обучение даёт теорию и практику, этот момент крайне важен, так как каждый человек должен уметь грамотно применять полученные знания в жизни и работе. Образовательная деятельность – это целый комплекс всевозможных мероприятий, направленных на достижение вышеуказанной цели:
- график проведения занятий;
- методические пособия;
- оценочные материалы для проверки;
- различные информационные ресурсы;
- использование специального оборудования;
- программы по каждому предмету.
Образовательная деятельность регулируется на государственном уровне, где указаны основные принципы.
- Каждый человек имеет право получить образование.
- Обучение преследует только гуманные цели и воспитывает патриотизм, ответственность, трудолюбие, бережное отношение к природе.
- Свобода в личностном росте.
- Можно выбирать форму и учреждение в соответствии с личными потребностями и наклонностями, развивая сильные стороны.
- Образовательные учреждения сочетают в себе открытый информационный характер и право на автономию и демократичный характер управления.
- Педагоги могут сами выбирать программы для учеников.
- Все отношения базируются и регулируются при помощи договорной системы.
- Должна присутствовать здоровая конкуренция между учебными учреждениями.
Государство заинтересовано в качественном образовании, потому что от этого фактора напрямую зависит будущее страны. Полноценные личности с гармоничным развитием, умением мыслить и анализировать помогут и дальше сохранить опыт народа, давая себе и стране импульс для развития дальше, освоения новых полей деятельности и научных открытий.
Школьные образовательные учреждения
В современной России существуют разные формы, типы образовательных учреждений:
- начальная общеобразовательная школа;
- основная школа;
- полная (средняя) школа;
- учреждения с углубленным изучением отдельных предметов;
- сменная (вечерняя) школа;
- гимназия;
- центр образования;
- кадетские школы;
- ИТУ (заведения при исправительно-трудовых учреждениях).
Образовательные учреждения для ребят младшего школьного возраста функционируют на основе специально разработанной программы. Целью подобных учреждений является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности учащихся.
Школы — основные типы образовательных учреждений в России, укрепляющие физическое и психическое здоровье детей. Начальные предназначены для детей от трех до десяти лет. В таком образовательном учреждении задействованы педагогические работники, родители (либо законные представители) и сами воспитанники.
Между дошкольными учреждениями и начальной ступенью обучения существует преемственность в физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном направлении
Именно в самом начале обучения важно сформировать в ребятах любознательность, коммуникативность, познавательную способность. Для подобных целей введены федеральные государственные стандарты второго поколения
Согласно им выпускник 4 класса (начальной ступени образования) должен иметь собственную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны, бережно относиться к традициям, природе, семейным ценностям. Младшие школьники обязаны получить навыки самостоятельного мышления, представлять целостность картины мира.
В школах существует и вторая ступень обучения – общее девятилетнее образование. Здесь присутствуют уже другие типы и виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи. Первые предполагают углубленное обучение по одному либо нескольким предметам. В РФ часто гимназии взаимосвязаны с высшим профессиональным образованием, в таких учебных заведениях работают преподаватели академий, университетов.
Ребята с пятого класса вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, проводят эксперименты на базе научно-исследовательских лабораторий. В лицеях кроме классических образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, реализуется дополнительная профильная подготовка. В гимназистах формируется трудолюбие, воспитывается уважение к старшему поколению, любовь к родному языку, правам и свободам личности. Выпускники этих элитных учреждений легко адаптируются в современном обществе, поступают в престижные вузы, быстрее находят свой профессиональный и жизненный путь.
Целью любого государственного образовательного учреждения считается формирование полноценной личности на основе усвоения минимума по ФГОСу второго поколения. Все основные типы образовательных учреждений, функционирующих в России, являются бесплатными, доступными для граждан нашей страны в возрасте от 7 до 17 лет.
При наличии запроса со стороны родителей в школах открывают специальные группы продленного дня. Под присмотром опытных наставников школьники делают домашние задания, посещают выставки в музеях, обедают в столовой. Кроме того, при соответствующем согласовании в ОУ можно открывать специальные классы компенсирующего обучения.