Важные темы для егэ по обществознанию

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля

Надо руководствоваться простыми правилами:

  • Изучайте и разбирайте теорию по учебнику обществознания за 10–11-й классы. Например, Л. Н. Боголюбова и «Фоксфорда». Это создаст вам необходимый теоретический фундамент.
  • После этого переходите к практике — решайте тесты и развёрнутые задания по различным блокам обществознания.
  • Выберите время и проведите для себя или пройдите пробный ЕГЭ. Оцените свой уровень.
  • Посвящайте часть своего времени просмотру или чтению новостей, это точно поможет.
  • В идеале можно записаться на курсы, где вам помогут разобраться со сложными вопросами обществознания.

Сознательное и бессознательное.

Сознательное – это контролируемое человеком, действия, совершаемые осознанно, за которые человек несёт ответственность.

Бессознательное – это не контролируемая сознанием человека деятельность и поступки. Это врождённая инстинктивно-рефлекторная деятельность. Такие действия направлены на удовлетворение биологических потребностей: сохранение организма и вида (продолжение рода).

К бессознательному относятся обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое сформировано на ранних стадиях  развития человека.

Импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки – это тоже сфера бессознательного в человеке. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека».

Социализация

Социализация  —  это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом; это процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.

Агенты первичной социализации – это хорошо известные человеку люди, с которыми происходит непосредственное взаимодействие, общение, оказывающие на него непосредственное влияние: родители, браться, сёстры, близкие родственники, друзья и т.д.

Агенты вторичной социализации – это те люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов, которые тоже оказывают влияние на человека, определяют линию его поведения и поступков.

Направления в искусстве.

Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.

Основные направления в искусстве 20 века.

Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.

Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.

Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.

Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.

Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.

Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»

Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно

Рассмотрим плюсы и минусы подготовки в одиночку.

Минусы

  • Вторая часть с развёрнутыми ответами и эссе требует проверки педагога. Только специалист сможет указать на ошибки, дать обратную связь и помочь понять, в каком направлении двигаться.
  • Самоподготовка к ЕГЭ по обществознанию требует высокого уровня ответственности и дисциплины.
  • При самостоятельных занятиях отсутствует структура, ориентиры и чёткий план, разработанный преподавателем, — школьник будет чувствовать себя неуверенно.
  • Могут возникнуть проблемы с мотивацией — даже если в начале школьника захлёстывает энтузиазм, то пройдёт время, и появятся другие дела или мелкие проблемы.
  • Выпускник действует «вслепую» — некому научить его нюансам экзамена или подсказать «фишки».

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию теоретически возможно. На практике же мы рекомендуем готовиться с экспертами — так вы будете уверены в прогрессе и успехе. Если хочется высокие баллы — точно стоит тренироваться под руководством преподавателей. В «Фоксфорде» ваши тесты и эссе будут проверять действующие эксперты ЕГЭ и другие профессионалы.

Изображение на обложке: Karine Azizyan / Dribbble

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.

Дополнительная литература

1. Алгоритм написания сочинения — Данная книга О.В. Кишенковой была издана в 2019 г., но также вполне подходит для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и в 2021 г. Пособие представляет собой практически исчерпывающие руководство по написанию эссе по обществознанию в формате ЕГЭ. Книга состоит из трех разделов: 1) Рекомендации по написанию мини-сочинения, 2) Образцы сочинений, 3) Темы для написания мини-сочинений. Отлично подходит для самостоятельной подготовки.

2. Составление сложных планов — Очень простое и удобное пособие 2020 года по составлению сложных планов в формате ЕГЭ по обществознанию. В книге приводится пять алгоритмов построения плана, а затем десятки конкретных примеров таких планов по всем разделам обществознания. Книга хороша тем, что дает не только примеры планов, которые можно было бы просто заучить, но еще и показывает методику построения плана, что, безусловно, крайне ценно, ведь очень сложно заучить сотни планов по всем тема — куда лучше освоить сам алгоритм и уметь составлять планы самостоятельно на любую заданную тему.

3. Работа со второй частью в целом — Книга О.В. Кишенковой «Обществознание. Задания с развернутым ответом» хорошо подходит для тематической обработки части 2 ЕГЭ. Книга содержит все типы заданий второй части, сгруппированные по тематическому принципу. В книге 8 тематических разделов: 1) Общество как целостная система, 2) Человек как субъект общественных отношений, 3) Познание человеком мира и самого себя, 4) Духовная культура современного общества, 5) Экономика, 6) Социальная сфера жизни общества, 7) Политика, 8) Право как социальный регулятор. Каждый раздел состоит из 9 частей: части с 1 по 4 — это текст и задания к нему, часть 5 — задания на операции с понятиями, часть 6 — задания на иллюстрирование теоретических положений примерами, часть 7 — познавательные задачи, часть 8 — задания на составление развернутых планов по обществоведческой теме, часть 9 — темы для мини-сочинений. Книга отлично походит для оттачивания своих умений решать все типы заданий части 2 ЕГЭ по обществознанию.

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

Исторических событий.

Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».

Свойства, характерные только для человека.

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Преподаватель

Андрей Александрович Пучков

Информация

  • Кандидат наук и профессиональный репетитор
  • Окончил Пермский государственный университет. Специальность “История, Преподаватель истории”
  • Защитил кандидатскую диссертацию по социологии
  • Работал: в школе, среднем специальном образовании и 8 лет в ВУЗе

«После моих курсов подготовки ребята сдают ЕГЭ по истории и обществознанию на 90 баллов и выше!

Несмотря на доступность информации в интернете — многие ребята теряются в колоссальных объемах и не в силах что-либо запомнить.

Мой подход: только та информация, которая действительно будет нужна на реальном ЕГЭ + технологии структурирования и запоминания всего материала!»

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию)

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Темы эссе по экономике

  • «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
  • «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
  • «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
  • «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
  • «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
  • «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
  • «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
  • «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
  • «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
  • «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
  • «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
  • «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
  • «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
  • «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
  • «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
  • «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
  • «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
  • «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
  • «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
  • «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
  • «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
  • «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
  • «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
  • «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
  • «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
  • «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
  • «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
  • «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
  • «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
  • «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
  • «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
  • «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
  • «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
  • «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
  • «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
  • «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
  • «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
  • «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
  • «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
  • «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
  • «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
  • «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
  • «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
  • «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте

Как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию

В первую очередь ознакомьтесь со структурой экзамена. Когда вы поймёте, каких знаний или навыков вам не хватает, начните подготовку к ЕГЭ по обществознанию с упором на эти недостатки.

ЕГЭ по обществознанию рассчитан на 235 минут. Работа состоит из 29 заданий. Они делятся по уровням сложности: базовый, повышенный и высокий. Первая часть содержит задания с кратким ответом, а вторая — с развёрнутым. В экзамен входят темы из школьного курса, которые проходят с 5 по 11 класс.

Чтобы подготовиться к первой части ЕГЭ, нужно знать основные факты, явления и процессы, а также владеть терминологией. С помощью этих заданий проверяют, умеет ли школьник анализировать схемы и таблицы, искать нужную информацию на диаграммах и делать выводы.

Для второй части ЕГЭ по обществознанию важно уметь работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, формулировать своё мнение и аргументировать его, составлять план развёрнутого ответа. Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего

Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания

Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего. Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания.

Задача экзаменуемого — показать, что он умеет формулировать и грамотно и логично излагать мысли, раскрывать смысл высказывания и владеет теоретической базой. На самом деле, чтобы писать крутые эссе на ЕГЭ по обществознанию, достаточно читать побольше книг и набивать руку тренировками

Обратите на это внимание во время подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Цель и смысл жизни.

Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.

Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много факторов, влияющих  на это: воспитание, образование, окружение, семья,  эпоха, в которую живет  человек, даже возраст  и многое другое.

Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.

Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.

Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.

Концепции смысла жизни

Концепция Суть концепции
Аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) Необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти».
Гедонизм  (от греч. наслаждение) Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствие.
Прагматизм (от греч. действие, дело) Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами.
Утилитаризм ( от греч. польза) Жить – это из всего извлекать для себя пользу.
Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) Назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья.
Альтруизм (от лат. другой, другие) Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.

Государство и религия

Государство и религия- это два социальных института.

Два вида правового положения религии в обществе:

  • статус государственной религии,
  • статус отделения государства от религии.

Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.

В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии.

  • Государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
  • Государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
  • Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.

Тема: «Анализ схем и таблиц»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году

Задача 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Организационно-правовые формы коммерческих организаций
хозяйственное партнёрство производственный . . . государственное и муниципальное …

Задача 2

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ РЫНКА
Посредническая Соединение интересов производителей товаров и их потребителей
. . . Избавление рынка от неэффе…

Задача 3

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВЕТВИ ВЛАСТИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
Законодательная . . .
Исполнительная Правительство
Судебная Конституционный суд, Верхо…

Задача 4

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПРИМЕРЫ
Внутренние Регулирование экономики, кредитно-денежная, антимонопольная политика
. . . Развитие сотрудничес…

Задача 5

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Тенденции развития современного образования

НАЗВАНИЕ
Гуманитаризация Усиление в содержании обучения блока обществоведческих н…

Задача 6

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Области (сферы) духовной культуры

ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Наука Область человеческой деятельности, направленная на выра…

Задача 7

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
. . . Происходит в условной ситуации, важен процесс, а не результат
Труд Деятельность, направленная на…

Задача 8

Запишите слово, пропущенное в таблице.

. . . ПРОИЗВОДСТВА
Постоянные Не меняются при изменении объёмов производства
Переменные Меняются в зависимости от объёма производимой …

Задача 9

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Экономический рост

ТИП РОСТА ХАРАКТЕРИСТИКА
Экстенсивный Достигается за счёт увеличения количества ресурсов
. . . Достигается за счёт …

Задача 10

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Акцизный сбор (акциз) Косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления высокой р…

Задача 11

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
Земля Естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и исполь…

Задача 12

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Свойства ценных бумаг

СВОЙСТВО ХАРАКТЕРИСТИКА
Обращаемость Способность выступать в качестве платёжного инструмента
. . . Способность б…

Задача 13

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Признаки государства

Признак Сущность
Монополия на правотворчество Исключительное право государства издавать законы и иные нормативно-пр…

Задача 14

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура труда
. . . . . . . предметы (объекты) цель средства результат

Задача 15

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура духовной сферы

  ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Религия Форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное
Искусство Отражение об…

Задача 16

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
. . . Человек как сочетание неповторимых индивидных и личностных свойств, его уникальность
Личность Человек ка…

Задача 17

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Политика государства в мировой торговле

КАТЕГОРИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Протекционизм Защита интересов отечественного товаропроизводителя от ин…

Задача 18

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Отрасли права

ОТРАСЛЬ СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ
Гражданское право Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения
Т…

Задача 19

Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Принципы государственного устройства РФ».

Принципы государственного устройства РФ

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОДЕРЖАН…

Задача 20

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ОТРАСЛИ ПРАВА
. . . право Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, эколог…

1

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ

Знать и понимать:

  1. Биосоциальную сущность человека;
  2. Основные этапы и факторы социализации личности;
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений;
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  6. Основные социальные институты и процессы;
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  8. Особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  8. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Спецификация ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Решай задания и по обществознанию с ответами

Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:

  • истории
  • русскому языку
  • литературе
  • биологии
  • химии

Из Конституции РФ

Статья 14

1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Пояснения:

  • Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
  • Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
  • Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.

Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.

Общение.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения.

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения» (например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).  Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Формирование способностей

  • В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельные ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
  • Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
  • Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector