О работе инспектора государственного пожарного надзора
Содержание:
Первые бригады
Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.
Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:
- 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
- 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
- 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
- 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.
При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.
Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.
Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.
Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.
Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.
Это интересно: Экологический критерий
Классификация
Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.
Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:
Основные
Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
ПА общего применения принято относить:
- Пожарные автоцистерны (АЦ);
- Автомобили насосно-рукавные (АНР)
- Автомобили первой помощи (АПП)
- Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).
2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).
ПА целевого использования принято относить:
- Аэродромные автомобили (АА);
- Автомобили порошкового тушения (АП);
- Автомобили пенного тушения (АПТ);
- Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
- Автомобили газового тушения (АГТ);
- Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
- Автонасосные станции (ПНС);
- Пожарные пеноподъемники (ППП).
Специальные
Служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы и коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
- Пожарные автолестницы (АЛ);
- Коленчатые автоподъемники (АПК);
- Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
- Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
- Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
- Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
- Водозащитные автомобили (АВЗ);
- Автомобили связи и освещения (АСО);
- Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
- Автомобили дымоудаления (АД);
- Рукавные автомобили (АР);
- Штабные автомобили (АШ);
- Пожарные автолаборатории (АЛП);
- Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
- Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
- Автомобили технической службы (АПТС);
- Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
- Пожарные компрессорные станции (ПКС);
- Пожарно-технические автомобили (АТ);
- Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).
Вспомогательные
Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)
Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (рис. 5.3.3).
Систему Государственной противопожарной службы составляют:
Первое.Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.
Начальник ГУГПС по должности – Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.
Второе. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:
· управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;
· центры управления силами и службы пожаротушения;
· отряды ГПС;
· пожарные части;
· подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);
· региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;
· специализированные части по тушению крупных пожаров;
· базы обеспечения мобилизационной готовности;
· учебные центры и учебные пункты;
· испытательные пожарные лаборатории;
· полигоны;
· центры противопожарной пропаганды и общественных связей.
Третье.
Научно-исследовательские и образовательные заведения пожарно-технического профиля: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО), Академия ГПС МЧС России с двумя филиалами (в г. Иваново и г. Екатеринбурге), Санкт-Петербургском институт и факультет Восточно-Сибирском институте МВД России, пожарно-техническое училище в г. Воронеже.
Четвертое. Для реализации задач по тушению крупных пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в ГПС МЧС России по решению Правительства Российской Федерации создано семь региональных специализированных отрядов и 92 специализированных части, их общая численность составляет более 8 тыс. человек.
Общая численность Службы – 280727 тысяч единиц, которая содержится за счет: федерального бюджета – 40%; бюджетов субъектов – 34%; на договорной основе с охраняемыми предприятиями – 26%.
На вооружении подразделений ГПС состоит около 30 тысяч пожарных, специальных и оперативно-служебных автомобилей различного назначения, более 71 тысячи средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, свыше 72 тысяч средств связи. Имеется более 5 тысяч пожарных депо.
Рис. 5.3.4Источники финансирования ГПС МЧС России в 2002 г. (по состоянию на 31.12.02)
Источниками финансирования ГПС являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средства охраняемых объектов и внебюджетные средства.
Основные задачи ГПС:
· организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
· осуществление государственного пожарного надзора;
· организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;
· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПРС;
· координация других видов пожарной охраны;
· разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;
· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.
Значительное место в решении задач занимает Государственный пожарный надзор, являющийся специальным видом государственной надзорной деятельности и осуществляемой в целях защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также создание единых технических правил и норм в области пожарной безопасности (рис. 5.3.5).
Правами инспекторов по пожарному надзору наделены 30 тысяч сотрудников ГПС. Соответственно на федеральном и территориальном уровне определены задачи и функции.
День сегодняшний
Специальными подразделениями обеспечивается пожарная безопасность при реализации важнейших государственных и межотраслевых программ: Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы. Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», Президентской программы «Комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ», Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружений и военной техники до 2020 года».
Сегодня наряду с оборонной промышленностью государством большое внимание уделяется развитию космической отрасли и освоению Арктики. Правительством поручено МЧС России осуществлять пожарную охрану космодрома «Восточный» и объектов атомного ледокольного флота
Для этих целей на данных объектах созданы специальные подразделения ФПС. Впервые в перечень охраняемых спецподразделениями организаций включены объекты культурного наследия: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, Свято-Троицкая Сергиева лавра, резиденции Патриарха, Серафимо-Дивеевский монастырь. В последнем создана специальная пожарная часть, где проходят службу только женщины. Форменная одежда утверждена министром В.А. Пучковым и митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
В ее рядах, порядка 16 тысяч высококвалифицированных специалистов и более 300 спецподразделений, которые обеспечивают надежную противопожарную защиту и охраняют около 300 особо важных и режимных объектов страны. Кроме того, в зоне их ответственности – свыше 400 населённых пунктов, 500 медицинских учреждений, 1700 образовательных учреждений. Огнеборцы всегда в числе первых прибывают на место аварий и принимают самое активное и решающее участие в ликвидации их последствий.
В состав специальной пожарной охраны входят: 1 судебно-экспертное учреждение ФПС, а также 50 управлений, работающих в регионах страны, в составе которых 293 специальные пожарно-спасательные части, 37 служб пожаротушения, 49 органов федерального государственного пожарного надзора. Их главная задача – не допустить пожары и другие чрезвычайные происшествия на стратегически важных предприятиях России, деятельность которых направлена на укрепление суверенитета нашего государства.
Специальные подразделения дислоцируются в 37 субъектах Российской Федерации. Ежедневно на дежурство заступает свыше 2 тысяч человек, в расчете находится более пятисот единиц основной и специальной пожарной техники. Кроме этого около 2 тысяч сотрудников и более шестисот единиц техники находятся в резерве.
В этом году приказом МЧС России утверждена концепция развития специальных подразделений федеральной противопожарной службы до 2022 года. В ней определены цели, задачи и направления развития специальных подразделений ФПС, повышение их технической готовности к действиям по предназначению, совершенствование профилактической работы на особо важных и режимных объектах.
Статистика по специальной пожарной охране (2017 год)
История возникновения и развития
В послевоенное время встал вопрос о разработке атомного оружия. Идея создания ядерного проекта вынашивалась долго. Однако когда созданный проект стал приобретать более реальные очертания и идеи на бумаге стали реализовываться на практике, перед правительством того времени встал еще один вопрос: «Кто будет осуществлять необходимую защиту ядерных исследований от возможных чрезвычайных ситуаций, включая возгорания?».
Разработка и создание оружия массового поражения относится к засекреченным проектам, доступ к которым имеют далеко не все государственные органы. В связи с этим было принято решение специальным приказом создать в системе противопожарной защиты особый отдел по обеспечении охраны атомных объектов, которые имели гриф «совершенно секретно». С этого времени, а именно октябрь 9 число 1947 года и началась деятельность специальных подразделений пожарной охраны. С тех пор день специальной пожарной охраны России отмечается в октябре каждого года.
Приказ определял создание специального отдела для организации и руководства подразделений по охране особо важных и режимных объектов. Изначально отдел был малочисленным, но с жестким режимом. Основная трудность заключалась в отсутствии необходимых технических средств и разработанной нормативной базы.
К объектам, которые попали под юрисдикцию специального отдела пожарной охраны, относились:
- Научно-исследовательские институты.
- Поселения «закрытого» типа.
- Химические комбинаты и опытно-экспериментальные заводы.
- Полигоны для испытаний ядерных вооружений.
- Производства стратегического назначения.
Смуров Анатолий Николаевич
У истоков развития стояли А.Н. Смуров, М.И. Земский. Они стали первопроходцами как в области борьбы с возгораниями на стратегически важных военных объектах, так и в области осуществления профилактических мер по их предотвращению. Все сотрудники данного спецотдела и его подразделений на местах показывали отличные показатели по службе, несмотря на то, что личный состав нес службу прямо на территории охраняемых объектов, пожарная техника стояла под навесами, а сотрудники несли дежурство в зданиях производственного назначения. Главной задачей в первый период после создания отдела была организация службы, а так же внедрение новых принципов и подходов к тушению пожаров, учитывая особенности охраняемых объектов с разными технологическими процессами. Велась работа не только с сотрудниками пожарной охраны, но так же и с персоналом объектов. Решение о создании такого отдела оправдало себя на практике, и вскоре возникла необходимость в его расширении.
В 60-е годы в связи с перевооружением военных сил страны началось крупномасштабное строительство дополнительных предприятий по атомному судостроению, а также активно стала развиваться авиационная и ракетно – космическая промышленность.
Обеспечивать противопожарный контроль на этапе строительства новых объектов, а также после их ввода в эксплуатацию было поручено отделу специальной пожарной охраны, который был преобразован в Управление специальной пожарной охраны в апреле 1966 года.
В начале 1977 года в системе специальной пожарной охраны появляется новое направление, которое получает название – войсковые подразделения, службу в них проходят офицеры и прапорщики по контракту. Задача данных подразделений была в обеспечении пожарной безопасности специальных объектов высших органов власти. Основная цель, поставленная руководством страны на том момент, это не допускать пожаров и других ЧС на особо важных охраняемых объектах, чтобы не срывать сроки новых производств, направленных в первую очередь на оборону страны. Спецподразделения, в основном отделы пожарной охраны, располагались на всех ключевых объектах оборонного комплекса Советского Союза. Суммарная численность личного состава превышала 25000 человек.
Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы
Общая информация
Самое первое звание которое присваивается сотруднику впервые поступившему на службу в федеральную противопожарную службу, при назначении на должность в федеральной противопожарной службе – это рядовой внутренней службы, право на присвоение званий имеет Министр МЧС России, либо начальник подразделения, в котором проходит службу данный сотрудник, при этом начальнику подразделения такое право так же предоставлено Министром.
Данный материал, поможет Вам разобраться какие звания у личного состава в структуре МЧС России.
Погоны рядового состава
Рядовой внутренней службы – при назначении на должность рядового состава, а также при зачислении в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения в должности курсанта.
Сотрудник получает “чистые” погоны, только с символикой МЧС.
Обращаю ваше внимание, что в учебных заведениях вы можете увидеть учащихся с буквой К на погоне, это курсанты. На Вопрос: курсант это звание или должность, правильный ответ, должность
Погоны младший начальствующий состав МЧС
Звания младшего начальствующего состава присваиваются потому же принципу, что и рядового начальствующего состава.
Подразделяются в порядке возрастания:
Младший сержант внутренней службы (При назначении на должность младшего начальствующего состава).
Сержант внутренней службы
Старший сержант внутренней службы
Старшина внутренней службы
Прапорщик внутренней службы
Старший прапорщик внутренней службы
Данные звания присваиваются мастерам-пожарным, старшим инструкторам по вождению пожарных машин, старшим мастерам газодымозащитной службы, старшим инструкторам пожарным. (пожарным, командирам отделения, водителям, помощникам начальника караула). Так же данные звания присваиваются и личному составу, который не принимает участие в тушении пожаров, младшим инспекторам ГПП, младшим инспекторам по кадровой работе, младшим сотрудникам финансово-экономической части и другим.
Обязанности пожарного МЧС
Сколько бы лет ни прошло, а главное задачей пожарного было, есть и будет – тушить пожары и спасать человеческие жизни. Но, помимо этого, у специалиста есть и ряд других обязанностей:
- проведение эвакуационных и подготовительных работ;
-
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
-
регулярный осмотр и проверка оборудования.
Для того, чтобы выполнять поставленные задачи пожарному МЧС необходимо знать:
-
классификацию пожаров по их сложности;
-
принцип использования оборудования и средств для индивидуальной защиты;
-
способы тушения пожаров в зависимости от типа сложности;
-
правила проведения работ по разбору завалов.
В каждой бригаде есть собственный командир. Именно он должен по прибытии на место в считанные секунды оценить ситуацию, выработать тактику действия, дать необходимые указания свои подчиненным. При этом командир также сам активно участвует во всех работах и отслеживает их исполнение.
Источник фото: prostooleh/freepik
Государственная противопожарная служба МЧС России
Главная → Статьи → Доступно о пожарной безопасности
Немного истории
Обращаясь к истории государственной, противопожарной службы необходимо отметить множество фактов чрезвычайных ситуаций природного и человеческого фактора.
Со временем нарастала потребность в образовании специальной структуры, которой бы можно было бы передать функции по борьбе с серьезными происшествиями – и, в первую очередь, пожарами.
Таким образом, и была создана пожарная служба в конце 15 века по указу царя Ивана третьего.
Важно
Заслуживает внимания и 1504 год когда Петр первый ввел так называемую пожарную повинность и закрепил строгую ответственность к нарушителям. Большое внимание уделялось противопожарной обороне и последствиям ядерной атаке в СССР в 70 годах прошлого века. 1989 год стал также очень знаковым после подписания указа о создании министерства по чрезвычайным ситуациям. 1994 год поставил точку в определении аббревиатуры министерства и окончательно озвучил и закрепил его функции и обязанности
Этот федеральный закон действует и по настоящее время, не претерпевая серьёзных изменений и поправок
1994 год поставил точку в определении аббревиатуры министерства и окончательно озвучил и закрепил его функции и обязанности. Этот федеральный закон действует и по настоящее время, не претерпевая серьёзных изменений и поправок.
Структура противопожарной службы в РФ
Противопожарная служба в нашей стране – это достаточно крупная с серьезная система, в которую входят многочисленные профильные государственные структуры, призванные вместе стоять на страже безопасности государственных объектов и населения проживающего на нашей территории.
Каждое их государственных подразделений имеет свое внутренне устройство и определенные задачи, но приоритетная цель работы одна, как и подчинение федеральному министерству, расположенному в Москве.
Более наглядно и демонстративно разобраться с особенностями внутренней структурной пирамиды службы ответственной за пожарную безопасность, можно с помощью списка описанного ниже:
— главной службой считается федеральное противопожарное отделение;
— далее идет противопожарная структура, с полномочиями на уровне отдельного региона, в которую, в свою очередь, включены:
— руководящий орган, наделенный исполнительной властью и имеющий цель оперативно решать все возникающие вопросы в сфере пожарной безопасности подконтрольной территории;
— подразделения, наделенные исполнительной властью, ответственные за принятие решений по острым вопросам обеспечения пожарной безопасности. В эти подразделения входит региональный оперативный штаб по вопросам гражданской обороны;
— органы, осуществляемые государственную деятельность по пожарному надзору на прикреплённой территории. В орбиту интересов этого ведомства входят: объекты социального промышленного и административного направления;
— подразделения призванные развивать научную и практическую базу. Сюда же относятся все образовательные учреждения среднего и высшего уровня готовящие рабочих специалистов и руководящее звено соответственного профиля;
— мобильные подразделения, перед которыми поставлена цель строго соблюдать меры пожарной безопасности на прикреплённом подконтрольном объекте большой государственной значимости. Сюда следует отнести военизированные специализированные группы;
— так называемые «объектовые подразделения».
Функции противопожарной службы
Переходя к освещению функций, возложенных на плечи государственной, противопожарной службе Российской Федерации следует сослаться на принятый в 1994 году закон федерального значения, регламентирующий все вопросы пожарной безопасности в нашей стране. Документ носит название «О пожарной безопасности» под прикреплённым номером 69 –ф3. Этот документ прямо указывает на перечень функций для выполнения структурой ГПС МЧС Российской Федерации. Среди них;
— составление и строгое выполнении организационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожаров;
— проведение спасательных мероприятий по отношению к населению проживающему на подконтрольной ответственности территории, а также и материального имущества в случае чрезвычайной ситуации;
— организационные мероприятия при непосредственном тушении пожаров с привлечением обученного людского ресурса и специализированной колёсной техники.
Остаётся только верить и надеяться, что в любой чрезвычайной ситуации противопожарная служба всегда придет нам на выручку, как это уже было бесчисленное количество раз в будние и праздничные дни!
Статью прислал: R600