Посвятить свою жизнь людям, или о том, какие профессии входят в лечебное дело

Содержание:

Где можно получить специальность «Лечебное дело»?

МГМУ (Москва)

Это старейший и крупнейший в России медицинский университет, основанный еще в 1758 году. Лечебный факультет МГМУ – самый большой в стране, здесь обучаются порядка 8000 студентов. Среди преподавателей есть академики и члены-корреспонденты РАН.

Для поступления на лечебное дело иностранному абитуриенту необходимо сдать химию и русский язык. Экзамены проводятся в форме компьютерного тестирования, причем для иностранных абитуриентов существует возможность пройти вступительные испытания на английском языке.

БФУ (Калининград)

Балтийский федеральный университет им. Канта – правопреемник Кенигсбергского университета «Альбертина», основанного еще в 16 веке. Медицинский факультет БФУ с 2006 года принимает абитуриентов на специальность «Лечебное дело». В БФУ существует подготовительное отделение для иностранных абитуриентов и летние интенсивные языковые курсы, позволяющие в краткие сроки освоить русский язык до необходимого для обучения в вузе уровня.

НГУ (Новосибирск)

На базе НГУ существует Институт медицины и психологии, где можно получить образование по специальности «Лечебное дело». ИМТ НГУ ориентирован на подготовку квалифицированных врачей-исследователей – ученых, имеющих не только клиническую, но и научную подготовку. Цель Института – обеспечить связь между практическим здравоохранением и передовой наукой.

РУДН (Москва)

Медицинский факультет Российского университета дружбы народов – крупнейший факультет этого вуза, на нем обучается почти 3000 студентов, из которых около 40 % – это иностранцы. У студентов-медиков есть возможность изучать иностранные языки (английский, французский, немецкий, китайский) и получить дополнительно диплом переводчика в сфере профессиональной деятельности.

Постдипломная переподготовка

Полученный на момент окончания фельдшерского факультета сертификат не считается последним этапом образования медика. Фельдшер может работать на скорой помощи, в лаборатории, в фельдшерско-акушерском пункте или в другом месте, но в большинстве случаев для этого необходимо пройти дополнительное обучение после мед училища в рамках постдипломной переподготовки или повышения квалификации. Специалисту выдают сертификат, позволяющий трудоустроиться в определенной области медицины.

Основные направления:

  • управление здравоохранением;
  • общая медицинская деятельность;
  • лабораторная диагностика;
  • скорая помощь;
  • охрана здоровья сельского населения;
  • охрана здоровья детей и подростков;
  • наркология;
  • акушерское дело.

При этом постдипломная подготовка не позволит фельдшеру стать врачом. Наиболее близкий вариант — работа в фельдшерско-акушерском пункте (ФАП), где медики выполняют терапевтические и диагностические функции, замещая врачей. Раньше из-за недостатка выпускников институтов в некоторых поликлиниках встречались фельдшеры в роли участкового терапевта, однако с точки зрения законодательства такой вариант трудоустройства невозможен.

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Требования к образованию и обучению врача-терапевта участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

  • высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.;
  • высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
  • дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Можно сделать вывод, что авторы профессионального стандарта ориентировались на квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (требование 2-4), а также на приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (требование 1).

Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию предполагает неверное толкование, в соответствии с которым для работы врачом-терапевтом участковым достаточно выполнения одного из указанных выше требований (равно как можно думать, что необходимо выполнение всех 4 требований). На самом же деле первое требование (специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.) по логике должно относиться исключительно к выпускникам медицинских вузов, которые теперь уполномочены (почти) приступать к работе после прохождения первичной аккредитации, минуя этап ординатуры. Остальные же требования очевидно относятся к «полноценным» врачам, получившим также послевузовское образование в интернатуре/ординатуре, притом, что третье требование (подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия») и четвертое требование (ДПО) напрямую привязано к выполнению второго (высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело») и прав на «самостоятельную жизнь» не имеют.

Кроме того, новым профстандартом не предусмотрена возможность назначения на должность врача-терапевта участкового врачей со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)», несмотря на то, что это фигурирует в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н. Квалификационные требования к образованию в этом случае такие: высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» либо профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия». Тем не менее, повторяемся, что данные нормы не нашли отражения в профстандарте.

Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию (должны быть выделены три альтернативных варианта требований к образованию и обучению врача-терапевта участкового):

  • I. Высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
  • II. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
  • III. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия».

Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях.

Преимущества организации здравпункта на предприятии

Понятие забота о здоровье персонала очень многоплановое. Оно включает в себя не только возможность получения первой неотложной доврачебной помощи в случае возникновения нештатной ситуации на предприятии.

В обязанности работников медпункта входит:

  • вакцинация работников;

  • обеспечение медпункта лекарственными препаратами первой необходимости (медработник самостоятельно ведет учет лекарств и закупку с разрешения работодателя);
  • организация медосмотров (периодических, ежедневных, а также обязательных — для той части персонала, которая задействована на потенциально опасных участках производства);
  • освидетельствование перед началом рабочей смены для логистических предприятий.

Преимущество организации медпункта заключается, прежде всего, в эффективной профилактике производственного травматизма. Медработник в любой момент может оказать в первую помощь пострадавшему от несчастного случая.

При наличии медпункта у работодателя не будет проблем с организацией инструктажей по оказанию первой доврачебной помощи и обучению персонала нужным навыкам. Это автоматически вменяется в обязанность сотрудникам медпункта.

Достоинство такой точки состоит также в экономии временных ресурсов. Плановая диспансеризация может проходить непосредственно на территории предприятия. Это стоит некоторых дополнительных организационных усилий, но в результате рабочим не придется посещать другие медучреждения, а работодателю — составлять график осмотров и согласовывать его со сторонней организацией.

Безусловным достоинством наличия фельдшерского пункта является возможность раннего выявления профзаболеваний. Осмотры проходят регулярно, медработник всегда в курсе особенностей организации труда на предприятии. Зная слабые точки, он сможет сделать профилактическую работу более эффективной.

Именно на таких предприятиях профзаболевания выявляются на начальных стадиях. Тем самым забота о здоровье персонала приобретает реальные очертания. Человек получает необходимую помощь своевременно, а у работодателя не возникает проблем с организацией сложного лечения и последующих реабилитационных мероприятий.

Другие преимущества наличия медпункта:

  • Исключение факторов симуляции. Компетентный медработник может самостоятельно выявить, действительно ли сотрудник нуждается в медицинской помощи или же его цель — симулировать болезнь и тем самым устраниться от выполнения профессиональных обязанностей.
  • Немедленное освидетельствование факта присутствия на рабочем месте в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Нарушения трудовой дисциплины, связанные с этими обстоятельствами, не так уж и редки. Работодателю не придется вызывать сотрудников медицинского учреждения. Все может быть решено на месте.
  • Систематизация вопросов, связанных с оформлением больничных листов и медицинских страховок. Все, что касается временной нетрудоспособности, передается в компетенцию здравпункта. Это очень удобно для работодателя и существенно разгружает сотрудников бухгалтерии.

Работодатель может заключить договор с медучреждением на обслуживание здравпункта на нескольких условиях. Одно из них — передача помещения, отведенного под медпункт, самому медучреждению, с которым заключается договор. Фактически закон не запрещает такое действие. Однако для работодателя это чревато дополнительными тратами с точки зрения налогообложения.

Что такое факультет лечебного дела?

Это то структурное подразделение учебного заведения, которое осуществляет организацию и контроль обучения студентов по соответствующей специальности, а также проводит вступительные испытания, проводит оценку баллов ЕГЭ и принимает решение о зачислении или незачислении конкретных студентов на учебу.

Факультет лечебного дела встречается не только в вузах, но и средних профессиональных учебных заведениях – ссузах.

Если окончить факультет лечебного дела при вузе, выпускнику присваивается квалификация врача общей практики, на основе которой можно выбрать дальнейшую специализацию.

А если выпускник оканчивает факультет лечебного дела при колледже, он также получает квалификацию, но какую конкретно – зависит от специализации. Например, можно стать фельдшером или акушером.

Что такое факультет лечебного дела?

Это то структурное подразделение учебного заведения, которое осуществляет организацию и контроль обучения студентов по соответствующей специальности, а также проводит вступительные испытания, проводит оценку баллов ЕГЭ и принимает решение о зачислении или незачислении конкретных студентов на учебу.

Факультет лечебного дела встречается не только в вузах, но и средних профессиональных учебных заведениях – ссузах.

Если окончить факультет лечебного дела при вузе, выпускнику присваивается квалификация врача общей практики, на основе которой можно выбрать дальнейшую специализацию.

А если выпускник оканчивает факультет лечебного дела при колледже, он также получает квалификацию, но какую конкретно – зависит от специализации. Например, можно стать фельдшером или акушером.

Нужные качества

Качества, которые необходимы профессионалу:

  • внимательность;
  • аккуратность;
  • стрессоустойчивость;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность;
  • способность быстро ориентироваться в экстренных ситуациях;
  • умение организовывать рабочий процесс и руководить другими людьми;
  • хладнокровие;
  • любознательность;
  • терпеливость и умение найти подход к любому человеку.

Эта специальность подойдет людям со стабильной психикой и крепким здоровьем. На нее не стоит идти учиться тем, кто:

  • не хочет развиваться и получать новые знания;
  • не любит людей;
  • разочаровался в медицине;
  • страдает тяжелыми болезнями или аллергиями;
  • не умеет справляться со своими эмоциями.

Востребованные профессии врачей

Строго говоря, в России востребованы абсолютно все специальности, особенно в государственных медицинских учреждениях. Самые востребованные из них приведены в списке:

  • Терапевт,
  • Педиатр,
  • Эндокринолог,
  • Хирург,
  • Анестезиолог,
  • Кардиолог,
  • Врач функциональной диагностики,
  • Рентгенолог,
  • Гинеколог,
  • Уролог,
  • Невролог,
  • Отоларинголог (ЛОР),
  • Офтальмолог (окулист),
  • Стоматолог,
  • Врач-лаборант,
  • Онколог.

Кроме того, растет спрос на очень узких специалистов, таких как диабетолог и аритмолог. Они востребованы, преимущественно в частных клиниках или государственных специализированных профильных больницах.

Должность врача ВОП в больничном листе – что означает

В последнее время в больничных листах в графе «должность лечащего врача» можно увидеть сокращение ВОП.

Возникает вопрос, что же обозначает эта аббревиатура.

Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников, существует специальность врача, называемая врачом общей практики или семейным врачом.

Попробуем разобраться, что же это за специальность.

Отличие врача общей практики от терапевта

Врач общей практики, традиционно называемый еще семейным врачом, оказывает медицинскую помощь амбулаторно. То есть, в поликлинике, так называемом первичном звене, куда обращается заболевший. Главное отличие врача общей практики от терапевта – объем выполняемой практической работы, ведь он имеет право проводить целый комплекс манипуляций.

Терапевт пользуется только такими орудиями как тонометр и фонендоскоп, а вот семейный врач имеет право проводить отоскопию, ларингоскопию и риноскопия. Проще говоря, он обладает навыками, позволяющими ему осматривать уши, носоглотку, и даже глазное дно.

Доктор имеет возможность проводить диагностический минимум по некоторым узким медицинским специальностям. Также врач общей практики вправе осуществить расшифровку электрокардиограммы, а в маленьких населенных пунктах ему вменяется в обязанности обработка ран и наложение гипсовых повязок, при условии отсутствия соответствующих специалистов.

Какое образование получает врач общей практики?

Базовое образование для врача общей практики – это обучение в медицинском вузе, в котором выпускник дипломируется как врач-лечебник либо врач-педиатр. Затем необходимо завершить ординатуру по направлению “терапия”, “педиатрия” или “внутренние болезни”, возможно даже пройти интернатуру.

Если врач-терапевт получил образование давно, то он вправе для получения специальности «Общая врачебная практика (Семейная медицина) осуществить повышение квалификации, пройдя переподготовку. 

На данном этапе в России врачей общей практики приблизительно столько же, сколько и терапевтов. Благодаря программам переподготовки терапевты переучиваются и получают должности семейных врачей или врачей общей практики, это зависит от места где они планируют работать. Количество таких врачей непрерывно растет.

В чем заключается работа семейного врача?

За врачом общей практики закрепляется участок меньший, чем за терапевтом, ведь обязанностей у него больше по отношению к каждому пациенту. Обычно около 1800 пациентов, но все зависит от населенного пункта, в котором практикует врач.

Например, в Москве семейный врач занимается лишь взрослыми больными, а детей курирует педиатр, при этом система наблюдения и система вызовов аналогично той, по которой работает участковый терапевт. В случае, когда семейный врач уходит в отпуск, на замену приходит другой доктор, на него возлагается ответственность за весь участок. Длительность отпусков у врачей общей практики и терапевтов одинакова.

Однако семейный врач и терапевт больных не посещают, на вызовы выходит дежурный врач. В некоторых случаях, когда существует необходимость посещения, семейный врач выезжает к пациенту во внерабочее время.

Как быть если врач общей практики не смог поставить диагноз?

Чем выше профессионализм врача общей практики, тем большими возможностями он обладает и меньше нуждается в консультациях других специалистов. Но когда возникают вопросы узкопрофессиональные, семейный врач направляет пациента к соответствующему специалисту, либо в отдельное лечебное заведение, оказывающее специализированную помощь.

В качестве примера рассмотрим вариант, когда пациент страдает артериальной гипертензией (гипертонической болезнью). Данное заболевание находится в компетенции терапевтов, семейных врачей и кардиологов. Показания перенаправлять больного к кардиологу отсутствуют, поскольку квалифицированный врач общей практики способен обследовать такого пациента и назначить ему лечение.

Но если пациенту поставлен диагноз «ишемическая болезнь сердца», то ему может понадобиться вмешательство хирурга, естественно, в таком случае, семейный врач направит больного к профильному специалисту.

Также, когда семейный врач полагает, что не справится с ситуацией и назначаемое им лечение не дает должного эффекта, он имеет право попросить о помощи другого специалиста, то есть получить консультацию. Этой возможностью врачи общей практики часто пользуются.

Гонения на медицину и ученых в средние века

В средние века во времена расцвета церковной инквизиции на ученых оказывалось давление. Часто им запрещали заниматься врачебной деятельностью, вскрывать трупы в научных целях и оказывать помощь страдающим людям. Всё, что не соответствовало тогдашнему учению церкви, жестоко каралось и наказывалось. Восточным странам в эти века повезло больше. Там открывались целые медицинские школы, и передача знаний носила системный и последовательный характер.

Лишь в эпоху Возрождения начался настоящий расцвет медицины в Европе. Появилась приличная анестезия и первые вакцины. Некоторые инфекционные болезни удалось полностью победить. Отдельные доктора научились проводить полноценные операции.

Лечебное дело в вузе

Получив базовую специальность врача, большинство молодых специалистов продолжают послевузовское образование, чтобы обрести специализацию. «Лечебное дело» открывает дорогу в такие профессии, как:

гинеколог;

онколог;

хирург;

терапевт;

педиатр;

невропатолог;

нефролог;

косметолог.

Выпускники могут выбирать из более 100 специализаций. Почти все медпрофессии относятся к наиболее востребованным, наибольшим «спросом» пользуются хирурги, гинекологи, репродуктологи.

Где и кем можно работать

Сразу после вуза обладатель специальности ЛД может заниматься административной работой в медучреждениях, вести научную деятельность. Но принимать пациентов и назначать им лечение он не вправе — сначала надо закончить послевузовское обучение.

Многие возмутятся: что это за профессия «Лечебное дело», если сразу после вуза нельзя лечить людей? Такой подход справедлив и оправдан. Медицинская помощь любого уровня подразумевает высочайший уровень ответственности. Любой, даже самый успешный студент, к такой ответственности не готов. После вуза он выходит с большим багажом теоретических знаний, но пока еще с недостаточным практическим опытом.

Восполнить это помогает годичная интернатура или двухлетняя ординатура. В это время молодой специалист ведет пациентов бок о бок с опытными врачами: их контроль и руководство защищает от ошибок, позволяет приобрести необходимый опыт, подготовиться к самостоятельной работе.

Длительность обучения

Почти все медицинские профессии предполагают долгое обучение, причем по очень плотной программе. Стандартный срок обучения лечделу:

6 лет, если учиться очно.

6,5 лет, если форма очно-заочная.

В чистом виде заочной формы обучения для этой специальности нет. Максимум, что допустимо, это отучиться 2 года заочно, но потом все равно посещать институт очно. После этого предстоит 1–2 года послевузовского обучения.

Всего от решения стать врачом до начала практики проходит минимум 7 лет.

Самые высокооплачиваемые врачебные специальности

Больше всего, как правило, зарабатывают лица, занимающие руководящие посты. За ними следуют хирурги, стоматологи, гинекологи и урологи, аллергологи и эндокринологи. В коммерческих клиниках уровень зарплат может быть в 3-4 раза выше, чем в государственных. Очень высоко оплачиваются такие деликатные сферы как пластическая хирургия, вывод из запоев и кодирование от алкоголизма, семейные врачи.

Доктора, готовые приезжать к пациентам на дом, как правило, берут в 3-5 раз больше, чем это стоит в больнице. Единственный минус: обеспеченные семьи, как правило, хотят, чтобы доктор был на связи до позднего вечера, чтобы можно было проконсультироваться на счет себя или своего ребенка в любой момент. За это люди готовы очень хорошо платить.

Профессиональная ориентация

Среди сотрудников ценится доброжелательность, терпимость, коммуникабельность Медицинские специальности требуют от человека, выбравшего их, определённых личностных качеств. Сострадание, ответственность и добросовестность для лаборантов, санитарных фельдшеров, врачей и эпидемиологов не менее важны, чем внимательность к деталям, эмоциональная устойчивость и аккуратность.

Физическая выносливость будет не лишней в условиях работы военизированных подразделений. Организаторские способности станут залогом успеха в должности главного санитарного врача санэпидемстанции. Результат труда врача–гигиениста, например, виден только через определённое время. В этом случае важна принципиальность, настойчивость и честность, чтобы отстоять свои позиции, охраняя здоровье населения. А также умения и воля, чтобы предварить знания в жизнь на благо людей и государства. И поскольку работа проходит в постоянном контакте с людьми, немаловажным качеством является и умение ладить с окружающими.

Подрастающая смена

Воспитательная, просветительская и организаторская работа стоит во главе угла профессий профилактической медицины. Принятие решений, от которых зависит благосостояние и здоровья целых городов и краёв — привлекает в эту сферу медицины сильных и харизматичных людей. А многогранный и сложный смысл работы, требует от сотрудников постоянного повышения квалификации.

Рассмотрите похожие профессии на нашем сайте: психолога, врача, специалиста-биолога.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия имеет колоссальное социальное значение.
  2. Широкий выбор направлений подготовки, врач в любой момент может сменить специализацию.
  3. Достойный уровень оплаты труда в частных клиниках и медицинских центрах.
  4. Постоянное профессиональное развитие – от международных конференций до миссий ООН. В последнем случае врачу понадобится знание иностранного языка.
  5. Профессия связана с карьерным ростом, многие врачи открывают собственные медицинские центры.
  6. Врач, не желающий заниматься практической работой, может сделать выбор в пользу научно-исследовательской деятельности.

Минусы

  1. Уровень оплаты труда не всегда высокий, что особо актуально для сектора государственной медицины.
  2. Врач постоянно коммуницирует с пациентами, поэтому высок риск заражения вирусными, инфекционными и другими заболевания.
  3. Ненормированный график, пациенты могут беспокоить врача даже после полуночи.
  4. Длительное обучение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector