Специальность «лечебное дело»: какие профессии можно получить

Что нужно сдавать

Учеба в медицинском колледже позволяет избежать ЕГЭ и пройти вступительные экзамены ВУЗа. Считается, что это проще. Тем не менее, можно поступать и с ЕГЭ, баллы будут равнозначны. Сдают русский язык, биологию, химию.

Так, у поступления в медицинский университет со средней квалификацией после колледжа есть ощутимые плюсы: это будет более осознанным выбором для тех, кто хотят работать врачами.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Специальность лечебное дело кем работать

При подготовке в условиях стационара, старшекурсникам специальности лечебное дело предлагается выбрать направление для повышения квалификации. После окончания практикумов в рамках ординаторской программы либо интернатуры, можно выбрать ряд специальностей узкой направленности, например, отоларингологию, невропатологию и т. д.

По завершении обучения по специальности лечебное дело, специалистам необходимо иметь навыки при работе с мед. аппаратурой, а также, опираясь на знание фармакологии, полностью разбираться в медицинских препаратах

Кроме того, врачи должны иметь практические знания в области реабилитационных направлений медицины, что важно при выборе специальности  лечебное дело и быть готовыми для проведения судебно-медицинской экспертизы

Выпускники ВУЗов могут заниматься не только диагностической, но и управленческой деятельностью. К ряду заведений, в которых возможно осуществлять практику, относятся стационары, диспансеры и различные медицинские центры, в том числе учреждения по оказанию экстренной помощи.

Возможно Вас заинтересуют:

Виды профессиональной деятельности

Дипломированный специалист по лечебному делу может выполнять функции для многих учреждений:

  • поликлиник;
  • стационаров;
  • частных медицинских учреждений;
  • специализированных центров;
  • подразделений скорой или экстренной помощи;
  • предприятий;
  • общеобразовательных и дошкольных учреждений.

Острый дефицит медицинских работников любого уровня дает возможность молодому поколению выбирать определенную профессию общей практики: педиатра, терапевта, кардиолога, акушера фельдшера, медицинской сестры. Вначале они выполняют свои обязанности под руководством опытного персонала. После освоения специализации лечебное дело у них открываются широкие горизонты не только для выполнения работы общего профиля: профилактических, диагностических, образовательных, но также они смогут посвятить себя научной деятельности.

Среди большого количества направлений особая ответственность возлагается на врача, выбравшего своей специализацией лечебное дело. Он должен обладать высокими профессиональными навыками, обширными знаниями, заслужить доверие, любовь, признание людей.

Врач должен уметь:

  • проводить профилактику заболеваний среди здоровых и больных граждан в коллективах, семьях;
  • диагностировать ранние проявления патологических процессов на основе лабораторно-инструментальных методов исследования;
  • оказывать первичную неотложную помощь;
  • лечить, используя терапевтические и хирургические методы;
  • осуществлять наблюдение за физиологическими процессами при беременности;
  • проводить экспертизу о трудоспособности больных;
  • работать с членами семьи больного по воспитанию гигиенических правил;
  • вести документацию для медицинских учреждений;
  • выполнять долг по оказанию помощи при экстремальных эпидемиологических условиях;
  • постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, изучать самостоятельно научную, справочную литературу;
  • организовывать работу в учреждениях медперсонала среднего звена с учетом соответствия требований нормативным документам и техники безопасности.

Как поступить

С 2018 года выпускников мед колледжей со средней квалификацией не принимают на 2 или 3 курс медицинского. Как и выпускники 11, они принимаются на 1 курс ВУЗа.

Будущие врачи подают документы: заявление, копию паспорта и СНИЛС, диплом о среднем медобразовании, медицинскую справку о состоянии здоровья (форма 86/у) и два фото 3×4. Документы можно отправить по электронной почте или заказным письмом, через Госуслуги или личный кабинет на сайте ВУЗа.

Далее нужно ждать результаты зачисления в мед.

Традиционно желающие быть врачом медобразование получают в очном формате. На немногие специальности и в редких учебных заведениях учатся заочно. Чуть чаще в России возможно обучение на вечернем отделении.

Чем занимается стоматолог

Стоматолог — работник с высшим образованием, он помогает больным сохранить улыбку, лечит патологии и устраняет эстетические дефекты.

В обязанности врача — стоматолога входит:

  • проведение профилактических и диагностических осмотров полости рта (зубов, десен, щек, языка);
  • определение характера патологии;
  • постановка диагнозов на основании полученных данных опроса, проведенного осмотра и дополнительного обследования;
  • способность читать рентгеновские снимки;
  • умение обращаться с оборудованием;
  • установка временных и постоянных пломб;
  • выполнение профессиональной чистки;
  • лечение кариеса;
  • проведение операционных вмешательств;
  • установка брекет-систем и консультирование больных насчет правильного ухода за ними;
  • знание различных методов протезирования и способность применить их на практике;
  • установка имплантатов разной степени сложности;
  • оказание неотложной врачебной помощи пострадавшим при экстренных ситуациях;
  • назначение лекарственных препаратов для этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии;
  • понимание законов и следование всем медицинским регламентам;
  • удаление зубов;
  • заполнение отчетной документации;
  • знание всех лекарственных препаратов для местной и общей анестезии и умение правильно рассчитывать дозировку;
  • общение с пациентами и консультирование их насчет правильной гигиены.

Специалисты, получившие соответствующую специализацию, могут трудиться в различных направлениях. Среди популярных отраслей:

  1. Стоматологическая терапия: стоматологи — терапевты проводят осмотры, лечат различные болезни, выполняют чистку и снимают камень, устанавливают пломбы и выписывают препараты. К ним приходит основной поток людей, который терапевты должны уметь правильно распределить между узкими специалистами при необходимости.
  2. Стоматологическая хирургия: хирурги в стоматологии удаляют непригодные для восстановления зубные элементы, вычищают полости, наращивают костную ткань и убирает кисты. Хирурги участвуют в устранении тех патологий, с которыми не смогли справиться терапевты, а также консультируют работников других специализаций.
  3. Ортодонтия: ортодонты помогают больным изменить прикус, устанавливают брекеты и капы, дают советы по образу жизни и правильной эксплуатации. Они также помогают справиться с болевым синдромов, вызванным началом ортодонтического лечения, выписывают лекарства и рекомендации по уходу.
  4. Ортопедия и протезирование: ортопеды устраняют эстетические дефекты улыбки и восстанавливают утраченные зубные элементы. Они учатся устанавливать различные протезы (виниры, люминиры, коронки, мосты) по специально изготовленным 3Д-моделям или слепкам больных.
  5. Имплантология: имплантологи вживляют специальные имплантаты в костные структуры челюстей, которые по внешнему виду и функциям не уступают настоящим.
  6. Детская стоматология: стоматологи работают с детьми и подростками до 18 лет. Они знают все особенности строения молочных и постоянных зубов, умеют правильно подобрать безопасный метод терапии и успокоить ребенка.

Заработок стоматологов по регионам составляет 50−70 тыс. рублей в месяц. Заработная плата в крупных городах России составляет 60−100 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге врачи могут получать 100−150 тыс. рублей в месяц. Заработок сотрудников зависит от региона, места работы и выбранной специализации.

Врачи — стоматологи могут трудиться в государственных поликлиниках и частных клиниках, в педиатрических и во взрослых отделениях. Профессионалы могут также вести административную или научную деятельность, писать медицинские статьи в журналы и получать степени.

Качества, которые нужны профессионалу в этой медицинской отрасли:

  • аккуратность во время рабочего процесса;
  • стрессоустойчивость;
  • тактичность;
  • доброжелательность;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность;
  • любознательность;
  • умение сохранять спокойствие в экстренных ситуациях;
  • широкий кругозор во всех отраслях медицины, а не только в стоматологии;
  • внимательность и дотошность к деталям;
  • умение общаться с пациентами и оказывать им психологическую поддержку при необходимости.

Как переучиться на зубного техника

Зубной техник занимается изготовлением протезов и ортодонтических конструкций, с пациентами контактирует редко. Трудится под руководством врача-ортопеда или терапевта. Первые годы работает за низкую зарплату и помогает более опытным коллегам, но с годами средний ежемесячный доход зубного техника в частной клинике может достичь и 60 тыс. рублей. Да и с занятостью проблем не будет, а при удачном стечении обстоятельств можно будет уйти в «свободное плавание», набрав базу клиентов и организовав свой кабинет. Соблазнительно? Не поспоришь!

Как медсестре переучиться на зубного техника? Достаточно пройти курс переподготовки по направлению «Ортопедическая стоматология» в аккредитованном учебном заведении и получить сертификат, либо, опять же, выбрать среднее образование по той же специальности. Длинный путь — отучиться в ВУЗе и потом на курсах зубного техника. Периодически придется повышать квалификацию и осваивать новые методы, техники работы.

Обучение на терапевта

Терапия – одна из самых популярных специальностей, обучение состоит из 2-х этапов:

  • абитуриент поступает в вуз, выбирая специалитет «Лечебное дело» (код: 31.05.01), где учится в течение 6 лет. Профильный экзамен – химия, обязательный – русский язык. Необходимы результаты ЕГЭ по биологии и математике (профильная), реже требуется физика или иностранный язык. Форма обучения только очная, конкурс на место превышает 8-20 человек, что зависит от региона;
  • получив диплом вуза, необходимо продолжить обучение в ординатуре по профилю «Терапия» (код: 31.08.49). Срок – 2 года.

Обратите внимание на то, что пройти переподготовку по направлению «Терапия» могут лишь те врачи, которые в ординатуре получили специальность «Общая врачебная практика (семейная медицина)». А вот дипломированным терапевтам, как врачам широкого профиля, доступно огромное количество программ для переподготовки: «Токсикология», «Аллергология и иммунология», «Водолазная медицина», «Кардиология» и еще более 20 специализаций (согласно Приказу Минздрава России от 08

10. 2015 N 707н).

Что делать, если не поступили

Пробуйте поступать в медколледж. Для этого вам не нужны результаты ЕГЭ, конкурс проводится на основании среднего балла в школьном аттестате. Если вы отличник, есть все шансы поступить. Дополнительно нужно пройти психологическое тестирование. Прием документов в колледжи заканчивается 15 августа, так что вы успеете подать заявление.

После окончания колледжа вы можете стать медицинским работником среднего звена или снова поступать в вуз по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе.

Если не получилось пройти и в колледж, потратьте год на усиленную подготовку. Занимайтесь с репетитором или пройдите подготовительные курсы при вузе. Попробуйте улучшить свои результаты по ЕГЭ, снова сдайте экзамены.

Специальности, учебные заведения и предметы ЕГЭ

Чтобы стать фельдшером, надо:

  • получить общее (11 кл.) или основное (9 кл.) среднее образование;
  • окончить медицинский колледж;
  • получить диплом и сертификат.

Срок обучения в колледже на базе 11 классов составляет:

  • 2 г. 10 мес. на специальности «медико-профилактическое дело» 32.02.01;
  • 3 г. 10 мес. на специальности «лечебное дело» 31.02.01.

Поступить в колледж на фельдшера можно после 9 и 11 класса, но на «лечебное дело» – только на базе полного (одиннадцатилетнего) среднего образования. Какие-либо дополнительные предметы на ЕГЭ, кроме обязательных для получения аттестата математики и русского языка, сдавать не надо. Срок обучения по специальности «медико-профилактическое дело» на базе 9 классов увеличивается на год и составляет 3 г. 10 мес.

Фельдшер может работать по следующим направлениям:

  1. Фельдшер-акушер. Проводит наблюдение за беременными, участвует в родоразрешении, помогает врачу проводить осмотр и ведет документацию.
  2. Детский фельдшер. Проводит осмотр новорожденных, следит за состоянием здоровья и оказывает помощь детям всех возрастов.
  3. Лаборант. Занимается сбором материала для проведения анализа, часть из них делает самостоятельно.
  4. Санитарный фельдшер. Контролирует состояние школ, детских садов, больниц, магазинов с продовольствием, парикмахерских салонов.
  5. Фельдшер скорой помощи. Возглавляет медицинскую бригаду или выполняет функции помощника врача. Работает на вызовах, перевозит больных в профильные стационары, выполняет все манипуляции по неотложной помощи.
  6. Военный фельдшер. Занимается проверкой состояния здоровья призывников, солдат и представителей офицерского состава. Помогает в лечении во время боевых действий в полевых условиях и госпитале. Как правило, их готовят военные медицинские академии на факультетах СПО.
  7. Участковый фельдшер. По сути, выполняет обязанности терапевта, работает на крупном предприятии, осуществляет лечение и профилактику его сотрудников, контролирует соблюдение условия труда.

Образование фельдшера можно получить в десятках медицинских колледжей России, например:

  1. Санкт-Петербургские медицинские колледжи №1 и 2;
  2. Московские государственные медицинские колледжи № 1,5 и 7;
  3. Колледж Ростовского государственного медицинского университета;
  4. Свердловский областной медицинский колледж;
  5. Медицинский колледж Уральского университета путей сообщения и др.

Обязанности

Любой фельдшер должен уметь при необходимости оказать доврачебную помощь, принять роды, провести первичный осмотр и диагностику, собрать анализы.

Также медработники обременяются ведением определенного объема отчетной документации. Их конкретные функции зависят от специализации и прописываются в должностной инструкции.

Виды фельдшеров и профессиональные обязанности специалистов:

  • акушер — ведение беременной с момента постановки на учет до поступления в роддом. При необходимости прием родов, отслеживание состояния пациентки после выписки;
  • детский — прием, осмотр и оценка состояния здоровья детей всех возрастов. При необходимости постановка прививок, выполнение ряда лечебных или профилактических манипуляций;
  • лаборант — организация сбора биологического материала для анализа или прямое выполнение манипуляций. Работа на современных анализаторах с целью проведения основных проверок биомассы;
  • санитарный — помощник профильного врача. Обычно выполняет задания руководства по проверке санитарного состояния общественных заведений (школы, детские сады, парикмахерские, продовольственные магазины);
  • главный — фельдшер с высшим медицинским образованием, имеющий опыт работы не менее пяти лет и сертификат. Последний дает ему право управления средним и младшим медицинским персоналом. Обычно работает в качестве помощника руководителя учреждения;
  • военный — одни специалисты принимают участие в осмотре призывников с целью оценки их готовности к несению службы. Другие работают непосредственно в военных частях, где отвечают за состояние здоровья солдат и офицеров, их лечение в медчасти или полевых условиях;
  • ветеринарный — выполняет функции ветеринарного врача с рядом ограничений. Осматривает животных, ставит им диагнозы, назначает лечение, проводит определенные процедуры. Отдельные специалисты подтверждают чистоту породы и родословную «клиентов», оценивают их состояние перед соревнованиями, выставками, вязкой;
  • участковый — ведет прием пациентов в поликлиниках, на предприятиях, в общественных учреждениях (детском саду, школе). Следит за условиями учебы или труда подопечных, оказывает доврачебную помощь, организует транспортировку пациентов;
  • скорой помощи — помогает врачу, закрепленному за бригадой, или сам возглавляет команду. Выезжает на вызовы, проводит осмотр пациентов, оценивает их состояние, ставит предварительные диагнозы. Назначает лечение на месте или организует перевозку больного в лечебное заведение. Констатирует наступление смерти, оформляет документы для полиции.

Пример должностной инструкции

Пример инструкции (стр. 2)

Пример инструкции (стр. 3)

Пример инструкции (стр. 4)

Как получить сертификат фельдшера?

Это можно сделать на базе медицинского училища, записавшись на курсы переподготовки фельдшеров, или в коммерческом учреждении на свой выбор. Сертификат выдадут после прохождения курса обучения и сдачи квалификационного экзамена.

Курсы переподготовки рассчитаны только на специалистов с СПО. При поступлении у вас потребуют пакет документов, в числе которых обязательно будет диплом об образовании. Кроме того, от вас потребуют сдать экзамен на знание организационных аспектов здравоохранения (список примерных вопросов находится в свободном доступе на сайтах многих медучилищ).

Зачем поступать в ординатуру и как это лучше сделать

После шести лет в медицинском вузе вы можете работать только участковым врачом. В крупных московских поликлиниках у таких специалистов хорошие зарплаты — около 100 тысяч рублей на полной ставке, но без окончания ординатуры их карьерные возможности будут ограничены.

Если вы хотите работать более узким специалистом (неврологом, кардиологом, хирургом, УЗИ-диагностом и т.д.), нужно отучиться ещё два года в ординатуре.

Для поступления в ординатуру нужны высокие баллы за экзамены, которые вы сдаете во время аккредитации. Документы можно подавать только в три ординатуры, не больше. В каждой из них можно выбрать только две специальности.

Предположим, после вуза вы хотите стать кардиологом или неврологом и пока не определились, кем именно. Можно подать документы в три разных вуза, в каждом из них выбрать специальность «кардиолог» и «невролог». Дальше вы можете выбрать форму обучения — платную или бесплатную. Если в результате на кардиологию вы поступаете бесплатно, а на неврологию платно, то вам нужно будет решить, что вам интереснее и готовы ли вы оплачивать обучение.

Если вы совсем не определились с направлением, советую поступить в ординатуру на специальность «терапия». Там дают хорошие базовые знания. После этого факультета можно работать терапевтом и в больнице, и в поликлинике. Вы не будете ограничены как участковый терапевт, сможете расти. После такой ординатуры можно получить вторичную специализацию по любой профессии за полгода. Но если вы отучились в ординатуре на кардиолога, но решили стать неврологом, придется учиться заново — два года.

Общие характеристики специальности

Код специальности «Лечебное дело» — 32.02.01, он одинаковый для высших и средних учебных заведений, хотя условия образования отличаются.

Важная особенность направления — оно не узкоспециальное. Студенты получают базовую теоретическую подготовку и изучают медицинскую практику общей направленности. Затем, при желании, можно выбрать работу по оказании всесторонней медицинской помощи или продолжить образование и получить специализацию.

Нередко абитуриенты задают вопрос, что это за профессия — лечебное дело (ЛД)? Строго говоря, такая формулировка не совсем корректна. ЛД — это целая специальность, обучившись которой можно строить профессиональную карьеру в медицине. По какой профессии? Выбор большой — все зависит от типа учебного заведения, где вы обучались и ваших личных планов. Объясним подробнее.

Военный фельдшер

В русской армии средние медработники стали появляться с начала 17 века как самоучки или ученики врачей., Находившиеся в ведении аптекарского приказа (см.) подлекари, костоправы по характеру их деятельности были близки к военным фельдшерам. По воинскому уставу Петра I в ротах и лазаретах были положены цирюльники (брадобреи), которых войсковые лекари обучал и оказанию помощи при заболеваниях и ранениях.

Организованное обучение военных фельдшеров началось с открытием госпитальных школ в Москве, а затем в Петербурге. В 1838 году было разработано Положение о военно-фельдшерских школах при крупных военных госпиталях. После Великой Октябрьской социалистической революции до 1921 года продолжала работу лишь Петербургская школа при Военно-медицинской академии. В 1926 году при той же академии была организована школа военных лекарских помощников. В последующие годы подготовка военных фельдшеров осуществлялась в военно-медицинских училищах. В настоящее время военных фельдшеров призывают из числа лиц, окончивших средние медицинские учебные заведения и по состоянию здоровья годных к службе в Вооруженных Силах.

Военный фельдшер является непосредственным помощником врача в проведении лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятии, а также в организации и проведении военно-медицинской подготовки и санитарного просвещения. В воинских подразделениях (на кораблях), в которых по штату не положен врач, военный фельдшер является единственным организатором медицинского обеспечения.

Военный фельдшер участвует в амбулаторных приемах и медосмотрах личного состава части, проводимых врачом, выполняет его назначения. По указанию врача он осуществляет профилактические мероприятия, сан. надзор за организацией питания и водоснабжения, за размещением личного состава, банно-прачечным обслуживанием и соблюдением правил личной и общественной гигиены, при необходимости организует и проводит дезинфекцию (дератизацию, дезинсекцию), специфическую профилактику инфекционных болезней, ведет медицинский учет и отчетность, обеспечивает внутренний порядок на медпункте (см. Медицинский пункт). Большая роль принадлежит военному фельдшеру в организации и проведении военно-медицинской подготовки и санитарно-просветительские работы среди личного состава в целях обучения солдат и сержантов правилам оказания первой медпомощи на поле боя и привлечения личного состава к активному участию в мероприятиях по сохранению своего здоровья (см. Военно-медицинская подготовка войск; Санитарное просвещение, в войсках).

Сложные и ответственные задачи стоят перед военным фельдшером в военное время. Он обязан знать обстановку, складывающуюся в ходе боевых действий, иметь сведения о раненых и больных, подлежащих выносу (вывозу); организовать розыск раненых и больных (см. Розыск и сбор пораженных) и оказание им первой медпомощи (см. Первая помощь), обеспечить сбор, вынос и вывоз их (см. Вынос и вывоз пораженных); руководить работой санитарных инструкторов (см.), личного состава медпункта и участвовать в оказании доврачебной помощи раненым и больным; поддерживать постоянную готовность личного состава медпункта батальона к работе по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения; организовывать наблюдение за лицами, подвергшимися воздействию ионизирующего излучения, осуществлять сан. надзор за качеством питания личного состава, а также за состоянием источников водоснабжения в районе действий подразделения и обеспечением водой личного состава; организовывать и проводить медицинскую разведку в районе размещения и боевых действий; проводить противоэпидемические мероприятия; поддерживать связь с санитарными инструкторами и начальником медпункта части.

Библиогр.: Справочник фельдшера, под ред. А. Н. Шабанова, М., 1983; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 5, ст. 720, М., 1948.

В. В. Ермаков; С. А. Алексанкин (воен.).

Специалисты среднего звена

Профессии среднего звена по лечебному делу имеют свои отличия. В колледжах медицинского направления в отличие от высших учебных заведений студенты на основании учебного стандарта изучают лечебное дело без какой-либо узкой направленности, они получают базовые знания по основным медицинским направлениям, изучают основные предметы расширенной специализации. Выпускникам открываются возможности для выбора направления дальнейшей трудовой деятельности. Какие категории младшего персонала предпочесть, они решают согласно своему призванию.

Специалисты со средним медицинским образованием должны быть готовы к выполнению большого перечня функциональных обязанностей:

  • давать оценку состояния пациента, отмечать главные симптомы заболевания;
  • диагностировать неотложные состояния и оказывать экстренную помощь;
  • оказывать медицинскую помощь гражданам как на дому, так и в отделениях здравоохранения;
  • осуществлять осмотр и наблюдение пациентов на дому;
  • уметь грамотно проконсультировать граждан в амбулаторных условиях;
  • делать забор биологического материала для лабораторного проведения анализов;
  • строго выполнять назначения врачей при взаимодействии с пациентами;
  • оказывать реабилитационную помощь больным с хроническими заболеваниями, инвалидам, пожилым людям.

Имея специализацию лечебное дело, средний персонал может работать в должности фельдшера, помощника врача в поликлиниках, лаборанта, медицинского статистика, регистратора и других. Наиболее востребованная профессия на рынке труда — это работа фельдшера‒акушера. Престиж заключается в том, что квалифицированный специалист пользуется большим уважением, является помощником врача в амбулаторно-поликлинических условиях, и его труд достойно оплачивается.

В общении с пациентами медработники всегда должны проявлять гуманность, внимательность и доброту. Больные люди часто проявляют несдержанность, даже взрослые пациенты боятся болезненных процедур, они становятся раздражительными и капризными. Какие бы ситуации ни возникали, профессия врача или медсестры накладывает обязательство на должностное лицо проявлять моральную выдержку, самоотверженность и терпение. Все это вознаграждается уважением и признанием людей, ведь здоровье человека — большая ценность!

Возможности после окончания вуза

С 2017 года для выпускников медицинских вузов ввели новые правила. После окончания вуза нужно пройти обязательную аккредитацию. Она представляет собой компьютерное тестирование из 60 вопросов. Время выполнения – 1 час. После ее успешного прохождения (нужно набрать не менее 70 баллов) вы сможете приступать к работе в качестве терапевта или педиатра или поступать в ординатуру для получения узкой специализации.

В ординатуре бюджетных мест немного, конкурс большой. Учитываются баллы по тестированию и личные достижения. На бонусы можно рассчитывать, если у вас диплом с отличием, вы получали президентскую или именную стипендию, работали в медучреждениях во время учебы.

В ординатуру можно поступать и по целевому направлению. Нужно найти медучреждение, которое нуждается в специалистах, и получить ходатайство.

После окончания вуза нужно пройти обязательную аккредитацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector