Рабочая инструкция костюмеру (2-й разряд)

Содержание:

Профессиональные обязанности костюмера

Специалист трудится на протяжении всего съемочного процесса или театрального сезона. В основном в это время он чинит костюмы, подбирает идентичные элементы и т.д

Особенно это важно для киносъемок, где наряды персонажей серьезно страдают – изнашиваются, рвутся

В профессиональные обязанности костюмера следует включить:

  1. знакомство со сценарием, концепцией, проработка на их основе образов персонажей;
  2. согласование эскизов с режиссером, гримером;
  3. примерка костюмов с актерами, подгонка одежды по их параметрам;
  4. создание дополнительных, дублирующих комплектов;
  5. ремонт костюмов, их хранение и учет.

Должностная инструкция главного инженера предприятия

В должностной инструкции конкретизируется объем обязанностей и работ, которые должно выполнять лицо, занимающее определенную должность. Должностная инструкция в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации, или ОКУД, ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299) отнесена к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации. К группе таких документов наряду с должностной инструкцией причислены, в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, штатное расписание.

Обязательна ли должностная инструкция?

ТК РФ не обязывает работодателей составлять должностные инструкции. Ведь в трудовом договоре с работником всегда должна быть раскрыта его трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой ему работы) (ст. 57 ТК РФ). А потому и привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.

В то же время именно должностная инструкция обычно является документом, в котором трудовая функция работника конкретизируется. Инструкция содержит перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, прав работника и его ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1 ). Более того, в должностной инструкции обычно не только раскрывается трудовая функция работника, но и приводятся квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности или выполняемой работе (Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ ).

Наличие должностных инструкций упрощает процесс взаимодействия работника и работодателя по вопросам содержания трудовой функции, прав и обязанностей работника и предъявляемых к нему требований. То есть всех тех вопросов, которые часто возникают во взаимоотношениях как с действующими работниками, так и вновь принимаемыми, а также с претендентами на определенную должность.

Роструд считает, что должностная инструкция необходима в интересах как работодателя, так и работника. Ведь наличие должностной инструкции поможет (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0 ):

  • объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
  • обоснованно отказать в приеме на работу (ведь в инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);
  • распределить трудовые функции между работниками;
  • временно перевести работника на другую работу;
  • оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

Именно поэтому составление должностных инструкций в организации является целесообразным.

Такая инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.

Как составляется должностная инструкция

Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).

Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.

При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.

Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Главный инженер: должностная инструкция

Приведем для главного инженера должностные обязанности в инструкции. С учетом специфики деятельности конкретной организации данная должностная инструкция может использоваться для фиксирования должностных обязанностей главного инженера предприятия определенной отрасли. К примеру, для разработки должностной инструкции главного инженера строительной организации.

Участие в съемках и постановках

Костюмер – это специалист, который непременно присутствует при выступлениях артистов. Это могут быть театральные постановки, киносъемки или просто репетиции.

До начала представления сотрудник должен проверить комплектность подготовленных заранее сценических костюмов, привести их в порядок, а также отнести в гримерки, в которых специалисты готовятся к выходу. В некоторых случаях актерам требуется помощь в надевании реквизита. Например, если требуется затянуть корсет. Костюмер – это специалист, который должен оказывать помощь в подобных ситуациях.

Всевозможный реквизит тоже считается частью одеяния. Это могут быть украшения, аксессуары и т. д. Вот почему, помимо костюмера, в процессе съемок и постановок участвуют реквизиторы, а также гримеры, которые работают над внешностью персонажей.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

«В костюмерном цехе надо держать порядок, как у себя дома»

Ольга Кузнецова, заведующая костюмерным цехом Театра драмы им. Кольцова. В театре 15 лет.

Сначала я работала в гардеробе, потом перешла в билетеры. Волею судеб, освободилось место в костюмерном цехе, и вот уже 15 лет я здесь. Переключиться на такую творческую работу после труда в гардеробе и на вахте было сложновато. Но я сразу полюбила эту работу. Мои близкие говорят, мол, ты каждый день ходишь развлекаться, а тебе за это еще и деньги платят. Честно говоря, я с ними согласна. Это все равно, как дома. Свои вещи ведь тоже бережешь, просматриваешь, хочешь, чтоб они были в порядке, в сохранности. Так и здесь. Ну и еще общение с интереснейшими творческими людьми – актерами.

Чтобы работать костюмером, нужно быть коммуникабельным, нужна хорошая память, чтобы запомнить много костюмов, аксессуаров, обуви. Ночью разбуди, спроси – нужно сказать, что и где лежит. И уж точно нужно хорошо к актерам относиться, чтобы они не нервничали лишний раз на сцене. Это творческие люди с тонкой душевной организацией. Если появилось пятнышко, отлетела пуговка или дырочка на чулке образовалась, они начинают переживать, что это видно из зала, и не могут больше думать ни о чем, кроме этого. Мы должны следить, чтобы таких ситуаций не возникало.

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Main menu

Должностная Инструкция Костюмера В Доме Культуры Rating: 6,4/10 8790reviews

Должностная инструкция швеи и костюмера в образовании в культуре On by Принимает участие совместно с автором фильма и редактором в подготовке текста к сдаче неозвученного варианта фильма и дальнейшему озвучанию.

Обеспечивает качество синхронного шумового материала к перезаписи фильма. Научный сотрудник музея Должностные обязанности. Обеспечивает выполнение плановых сроков на этапах производства фильма, все равно должностнвя руководитель не будет вырабатывать свое время.

Да, гуманитарное должеостная стаж работы в должности специалиста по экспозиционно-выставочной ьбразовании II категории не менее 2 лет, художник-конструктор и др.

Will be replaced with graphical ones.

Хорошие способности к исследовательской и лекторской деятельности; отличное исполнительское мастерство и высокая исполнительская культура; признание публики и музыкальной театральной общественности.Душевая Кабина Anthropos Инструкция.doc . Порядок исчисления стажа педагогической работы производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организаций исполнительских искусств.

Разрабатывает

Плюсы и минусы профессии

Профессия «костюмер», как и любая другая имеет свои положительные отрицательные стороны. И в данном разделе статьи мы их рассмотрим.

Начнем с плюсов:

  1. Работа, связанная с творчеством. Многие из костюмеров переросли в актеров, ассистентов и других более престижных специалистов;
  2. Возможность общаться со знаменитостями, заводить с ними полезные знакомства;
  3. Видеть весь процесс театральной жизни со стороны создания;
  4. Не требует долгого обучения и специального образования.

К минусам можно отнеси следующие пункты:

  1. Низко оплачиваемый труд;
  2. Приходится выполнять большое количество физического труда;
  3. Работа с капризными клиентами;
  4. Часто ненормированный рабочий день.

Описание и характеристика профессии

Основными местами работы костюмеров являются учреждения культуры, в частности:

  • драматические театры,
  • театры оперы и балета,
  • кинематографические и телевизионные студии,
  • филармонии,
  • цирки,
  • дворцы культуры, где есть свои драматические, хоровые или танцевальные коллективы.

Некоторые квалифицированные специалисты работают со звездами эстрады, помогая готовить к выступлению певца, его бэк-вокалистов и балет.

Костюмер несет ответственность за сценические наряды на всех этапах. Туалеты сберегаются в костюмерном цеху, это и есть непосредственное место работы специалиста.

Для каждой роли есть определенный наряд, состоящий из верхней одежды, нижнего белья, обуви, головного убора, мелких аксессуаров (пояс, перчатки, платок). Костюмер за час-два до начала представления или накануне проверяет, полный ли комплект в наличии, гладит вещи и несет их в гримерку актера. После спектакля костюмер возвращает костюм на его место, проверив комплектность.

Некоторые туалеты настолько сложны, что самостоятельно надеть их актер не сможет, поэтому костюмер должен помогать ему. Чтобы создать полноценный образ, костюм дополняется предметами реквизита и гримом, поэтому костюмеру приходится сотрудничать с реквизитором и гримером. Также костюмер помогает актерам менять туалеты по ходу выступления, иногда это необходимо делать за одну-две минуты. Число переодеваний зависит от сложности постановки и количества действующих лиц.

Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии

Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование

Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.

«Все спектакли смотрю из кулис»

– Сколько живёт театральный костюм?

– Пока живёт спектакль, даже если сильно изношен – стараемся сохранять, штопаем. Я когда пришла в театр, здесь были костюмы ещё с основания театра – «Царская невеста». Из чёрного бархата, с красивыми украшениями – воротниками, платками, шикарными коронами. Очень богатые и почти все целые! Сейчас всё это мы положили в сундуки, хотя и этого нельзя, потому что нет места хранить старые костюмы. Но как жалко!

– А спектакли вам удаётся смотреть?

– Вообще я всегда за сценой, но когда идут генеральные репетиции и нет перемены во время действия, тогда мы идём в зал, чтобы хоть немножко посмотреть. Целиком из зала не видишь почти ничего.

– Не обидно?

– Ну что делать, такая работа. Когда мне нравится опера или балет, смотрю из кулис в портале. Я люблю классическую оперу и классический балет. «Князь Игорь», «Дон Кихот», «Щелкунчик» – на них зритель будет всегда. Современные спектакли, скажу честно, мне нравятся не все. Ну вот одноактный балет «Наяда и рыбак» друзьям советую, там у меня, кстати, интересная работа – на солистке прямо во время действия меняется платье, есть секретик, но раскрывать не буду, пусть для зрителей это останется сюрпризом.

Людмила Орлова считает свою профессию и ремеслом, и творчеством одновременно: «Ведь и пришить тоже надо так, чтобы было правильно, со вкусом. Вот разобрали пачку — её опять-таки собрать надо, чтобы был цветочек к цветочку». Фото: Алексей Кунилов

– На публику вы обращаете внимание – как меняется наряд зрителя?

– К нам сейчас, как правило, ходит довольно обыденно одетый зритель. Детей ведут в длинных красивых платьях, костюмах, а родители одеты попроще. Хотя я ещё помню, как в театр приходили в валенках – так, конечно, нельзя. У нас ведь люди не так часто ходят в театр, думаю, можно позволить себе прийти красивыми – показать себя.

«Балетные девчонки сначала делают причёски, затем грим — гримируются в основном сами, а уже потом надевают костюмы. В опере это зависит от того, какой костюм, как он одевается — через голову или снизу. Если парики длинные, либо высокие, приходится одеваться заранее», — рассказывает Людмила Орлова Фото: Павел Ворожцов

Готовится выходить на сцену Елена Кабанова — исполнительница роли Джульетты. Фото: Павел Ворожцов

  • Фото: Павел Ворожцов

    Людмила Андреевна говорит, что сейчас костюмы шьют тяжелее, чем раньше: «К примеру, «Пиковая дама» — вроде бы красиво, но для артиста испытание». Фото: Алексей Кунилов

    Вот так хранятся балетные пачки. Фото: Алексей Кунилов

    Костюмы из балета «Дон Кихот». Фото: Алексей Кунилов

    За некоторыми костюмами Людмиле Андреевне приходится подниматься по лесенке. Фото: Алексей Кунилов

    Подготовка балетной пачки. Фото: Алексей Кунилов

    Фото: Алексей Кунилов

    Людмила Андреевна за сценой, в перерыве между действиями. Фото: Павел Ворожцов

    Фото: Павел Ворожцов

    Фото: Павел Ворожцов

  • Опубликовано в №221 от 30.11.2019

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Где учат художников по костюмам

Освоить эту интересную профессию можно 3-мя способами:

  • отучившись в вузе;
  • получив знания в колледже или техникуме;
  • пройдя специализированные курсы.

Лучшими ссузами в этой сфере считаются:

  • Колледж Петербургской моды (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Театральный художественно-технический колледж г. Москва (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
  • Колледж музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской  г. Москва (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
  • Колледж декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже г. Москва (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Колледж искусств Тюменского ГИК (программа обучения — «Дизайн костюма»);
  •  г. Москва (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
  • Губернаторский техникум народных промыслов г. Кемерово (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Колледж дизайна Московского художественно-промышленного института (программа обучения — «Дизайн костюма»);
  • Колледж Международного института дизайна и сервиса г. Челябинск (программа обучения — «Дизайн одежды и аксессуаров»).

Профессию художника по костюмам можно получить и в высших учебных заведениях нашей страны. 

Топ-10 из них:

  • ВГИК имени С.А. Герасимова;
  • Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина;
  • ГИТИС;
  • школа-студия имени В.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном театре;
  • Театральный институт имени Б. Щукина; 
  • Российский государственный институт сценических искусств г. Санкт-Петербург;
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики;
  • Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина.

Лучше всего постигать эту профессию в специализированных вузах, имеющих непосредственное отношение к театру и кино, учиться у преподавателей, которые досконально разбираются в вопросе. Отличным опытом станет подработка ассистентом у дипломированного опытного мастера. Только так можно приобрести практические навыки этой профессии.

Альтернативой стандартного образования являются узко-специализированные курсы. Такой формат обучения предлагают многие образовательные центры:

  • Moscow Film School;
  • Центр сертификации и обучения;
  • СтройБизнесКонсалт и др. 

Но нужно понимать, что в нашей стране курсы традиционно рассматривают лишь как вариант получения дополнительного образования. Специалисту, у которого есть сертификат о прохождении курсов, но нет диплома о среднем или высшем профессиональном образовании, сложнее будет найти себе работу, чем его коллеге с дипломом.

Главное, чтобы костюмчик сидел

— Как вы попали в профессию, ведь работе костюмера нигде не обучают?

— В то время я активно искала себя, работала в детском саду, продавцом-контролером, секретарем. Но мне всегда хотелось находиться в творческой обстановке. Однажды вместе с супругом я оказалась на одном из мероприятий в музыкальном театре, который в то время находился на ремонте. Встреча увлеченных людей, которые обменивались дисками, пластинками, проходила в фойе, а я решила походить по театру. Примечательно, что я вышла на пустую сцену, увидела зал и тогда точно поняла, где я хочу работать. В театре! После выхода из декрета я пошла в музыкальный театр, который в то время открылся, мне очень хотелось попробовать себя в роли костюмера. Однако наличие маленького ребенка стало определенным препятствием на получение этой вакансии. И я встала на учет в центр занятости. Удивительным образом я сразу увидела должность костюмера в Волгоградской оперной антрепризе, куда меня сразу пригласили. Первым моим спектаклем оказалась скандальная опера «Травиата» Дж. Верди. Я быстро включилась во взаимодействие с людьми, вся работа была на выездах, сцены и залы менялись. В начале 2000 года я уже работала в штате Волгоградской оперной антрепризы.

— Поздравляю с 20-летним юбилеем работы в театре!

— Благодарю! Я счастлива, что работаю в творческом коллективе «Царицынской оперы». Общение с талантливыми людьми, нахождение в постоянном творческом процессе дает заряд энергии, удовлетворение от проделанной работы, вдохновение. Есть какое-то личное единение с тем, что происходит на сцене, ведь мы являемся непосредственными участниками всего постановочного процесса. Мне посчастливилось работать с яркими профессионалами своего дела: оперным певцом народным артистом СССР Зурабом Соткилава, оперной певицей Любовью Казарновской, оперным певцом народным артистов РФ Виктором Черноморцевым, примой-балериной Мариинского театра Ульяной Лопаткиной и другими.

— Сколько костюмеров в вашем цехе? Всегда ли хватает «рабочих рук»?

— Шесть человек вместе со мной. Мы справляемся. Конечно, бывают месяцы очень тяжелые. Так, декабрь 2021 года был настолько насыщенным, что мы не успевали и минуты передохнуть. Наш коллектив подобран так, что все четко знают свои задачи. А переизбыток людей может негативно сказаться на результативности и ответственности. Конечно, когда кто-то болеет, остро чувствуется нехватка людей.

— Есть ли у вас определенный «кодекс» правил подготовки к спектаклям?

— Подготовка к спектаклям как шахматная партия, нужно рассчитывать работу на месяц вперед. Если говорить об алгоритме работы над конкретным спектаклем: идешь и смотришь расписание, кто из артистов задействован, есть ли вводы, замены артистов (тогда срочно писать служебную записку по пошиву нового костюма), что нужно постирать, подшить, почистить. У каждого костюмера есть маленькая записная книжка, в которой фиксируются все нюансы костюмов, за которые специалист несет ответственность – где пуговичка оторвалась, где что-то распоролось, что нужно подготовить к следующему спектаклю. Затем все стирается, гладится, выносится на площадку. За два часа до спектакля мы начинаем работу с артистами. Если репетиция назначена, то мы принимаем в ней участие. Если вводные артисты, то обязательно проводим репетицию в костюмах. Если наш цех не стоит в плане репетиции, то предоставляются какие-то детали костюмов, которые задействованы в спектакле. Например, Фигаро выходит из двери, ему нужно вынести камзол графу. Поэтому этот камзол нужно принести и положить на стул.

— На репетициях в костюмах артистам необходимо не только вжиться в роль, но и в костюм…

— Конечно, артисту важно почувствовать, как сидит плащ или шляпа, чтобы одежда не отвлекала от игры. Репетиции в костюмах проводятся не только для премьерных спектаклей, но и постановок, которые давно не шли на сцене

Так, недавно мы полностью репетировали спектакль «А зори здесь тихие» по мотивам оперы Кирилла Молчанова. Там есть очень быстрые переодевания. Мы провели эту репетицию для себя и артистов.

Фото: ГБУК «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

Текст документа:

Наименование организации                          УТВЕРЖДАЮ
РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ                                Наименование должности
                                                 руководителя организации
_________ N ___________                           Подпись     Расшифровка
                                                             подписи
Место составления                                 Дата
КОСТЮМЕРУ
(4-Й РАЗРЯД)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Костюмер принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению __________________.

2. Костюмер подчиняется ___________________________.

3. В своей деятельности костюмер руководствуется:

— уставом организации;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

— настоящей рабочей инструкцией.

4. Костюмер должен знать:

— форму и составные элементы одежды эпохи, отображаемой в фильмах и телепередачах;

— назначение и правила применения красок для создания требуемой фактуры костюмов;

— основы технологии швейного производства.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Костюмеру поручается:

5.1. Обслуживание съемок, телепередач и репетиций средней сложности по костюмам — кинофильмы и телепередачи исторической, фантастической тематики, фильмы-сказки с большим количеством исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен.

5.2. Подбор костюмов и аксессуаров к ним, головных уборов, обуви из фондов студии и других организаций по указанию художника.

5.3. Одевание персонажей.

5.4. Систематизация костюмов снимаемого фильма в условиях экспедиции.

5.5. Создание требуемой фактуры костюма.

5.6. Смена деталей костюмов.

5.7. Проведение не менее пяти полнометражных условных фильмов.

3. ПРАВА

6. Костюмер имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

     6.5. ________________________________________________________________.
                   (иные права с учетом специфики организации)
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Костюмер несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Наименование должности
руководителя структурного
подразделения                     _________         _______________________
                                  Подпись            Расшифровка подписи
Визы
С рабочей инструкцией             _________         _______________________
ознакомлен                         Подпись            Расшифровка подписи
                                                   _______________________
                                                             Дата
КОММЕНТАРИЙ

Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 58), Раздел: Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. N 71.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

История профессии

Театральные постановки являются развитием древних мистерий и религиозных культов. Очень долго ни каких специальных сценических костюмов не существовало, так как театральные труппы были в основном бродячими. С возникновением первых театров современного типа и распространением театрального искусства во времена Ренессанса в XV-XVI веках представления стали более сложными и костюмированными, актеры переодевались по ходу спектакля. Поэтому нужны были люди, которые помогали бы актерам надевать нужные наряды, а также чинили бы и сберегали бы их. Теперь эта профессия – обязательный элемент театрального дела и ни один театр не может обойтись без костюмера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector