Как написать эссе по обществознанию 2021
Содержание:
Как написать план эссе: советы
Самая главная проблема, когда ученик садится составлять план написания эссе в 2019 году — это путаница и неправильное изложение мыслей. Проще всего написать эссе, когда понимаешь, о чем ты будешь говорить. Более того, есть некоторые советы, которых стоит придерживаться при написании текста:
- Придерживайтесь основной темы текста. Говорите только о заданной проблеме и не пишите лишних рассуждений
- Старайтесь излагать мысли четко и избегайте сложных предложений. Лучше разбивайте на несколько коротких
- После завершения текста, вычитайте его. Вы пишете для людей, а потому им все должно быть понятно. К тому же могут быть ошибки
- Не используйте научные термины, лучше описывать все своими словами. Так проверяющие поймут, что вы разбираетесь в теме
- Наполните текст своими эмоциями, но не слишком перестарайтесь
Прежде чем начать писать эссе, обязательно изучите хотя бы немного тему. Тогда вам будет проще формулировать собственные мысли.
Что такое эссе?
Эссе — небольшое сочинение по конкретному вопросу, которое излагается в авторской манере и пишется в свободном стиле. Обычно на экзамене учащийся получает одно или несколько крылатых выражений известных людей, с которыми он и работает: объясняет, приводит реальные доказательства.
Такая форма проверки знаний получила наибольшее распространение в обществознании, в рамках которого рассуждают, высказывают мнение и аргументируют свою позицию.
В тексте учащиеся формулируют размышления, основываясь на знаниях пройденного курса. Позиция студента, приведенные аргументы подтверждаются фактами из истории или общественной жизни.
Основные признаки эссе
Как у вида письменной работы у него есть определенные признаки:
- конкретная тема. Работа, в которой рассматривается перечень проблем — скорее, сочинение;
- индивидуальное впечатление и мнение по конкретному вопросу, не претендующее на объективность и исчерпываемость;
- новый взгляд на проблему (может носить различный характер: публицистический, философский, научно-популярный и др.);
- оценка личности автора, его мировоззрения;
- небольшой объем;
- внутреннее смысловое единство;
- свободная композиция.
Темы эссе по экономике
- «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
- «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
- «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
- «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
- «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
- «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
- «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
- «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
- «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
- «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
- «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
- «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
- «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
- «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
- «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
- «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
- «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
- «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
- «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
- «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
- «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
- «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
- «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
- «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
- «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
- «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
- «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
- «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
- «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
- «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
- «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
- «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
- «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
- «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
- «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
- «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
- «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
- «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
- «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
- «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
- «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
- «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
- «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
- «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте
↑ Разбор каждого критерия
1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта.
не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора 3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). . Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Требования к качеству приводимых фактов/примеров:
«сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан;
«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом
Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения;
«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г
для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье.
Темы эссе по социологии
«Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н. Шевелев «Семья – это кристалл общества». В. Гюго «Семья более священна, чем государство». Пий ХI «Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». И.Н. Шевелев «Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм». И.Н. Шевелев «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму». Б. Вашингтон «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути». Н.А. Бердяев «Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски». А. Солженицын «Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая – родной язык». И.Н. Шевелев «Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами». Д. Джебран «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». О. Бауэр «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям». Л.Н. Гумилев «Люби все другие народы, как свой собственный». В. Соловьев «Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли». Ф. Энгельс «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». Ж. Ренан «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И. Шерр «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда». П. Верньо «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг «Очень богатые люди не похожи на нас с вами». Ф.С. Фицжеральд «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». И.С. Кон «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон «Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других». Ж. Ваньер «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений». Э. Гидденс «Общество – не простая группа индивидов, но система…». Э.Э. Дюркгейм «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд «Масса – это множество людей без особых достоинств». Х. Ортега-и-Гасет «Свобода – есть право на неравенство». Н.А. Бердяев «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды». Б. Паскаль «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково». И. Робертсон «Для других мы создаем правила, для себя исключения». Ш
Лемель «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить». Э
Сервус «Молодость – это время для усвоения мудрости». Ж.-Ж. Руссо «Человек… очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости». И. Кант «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». Р. Дарендорф «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». О. Мирабо
Смотри также:
- Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ?
- Критерии оценивания заданий ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ
Примерный план сочинения
- Вступление
- Отражение проблемы в тексте:
- формулировка проблемы
- почему эта проблема сегодня актуальна?
- Комментарий проблемы
- о чем пишет автор
- как пишет автор
- к какому выводу приводит читателя
- Авторская позиция
- Позиция ученика:
- согласие/несогласие с автором
- собственная позиция
- Аргументация (2 аргумента)
- Вывод — заключение
Теперь более подробно о структуре:
1. Цитата.
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность.
Клише:
Данная проблема является актуальной в условиях…
- …глобализации общественных отношений;
- …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- …обострения глобальных проблем современности;
- …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- …развития международной интеграции;
- …современной рыночной экономики;
- …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- …жесткой дифференциации общества;
- …открытой социальной структуры современного общества;
- …формирования правового государства;
- …преодоления духовного, нравственного кризиса;
- …диалога культур;
- …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что…» «Автор обращает наше внимание на то, что…» «Автор убеждён в том, что…»
4. Собственная точка зрения.
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише:
- «Я согласен с автором в том, что… »
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
- «Автор был прав, утверждая, что…»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
- «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
5. Теоретическая аргументация.
Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.
Эмпирический уровень:
- Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
- Использование собственного опыта из жизни.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее
7. Вывод.
В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.
Используйте клише:
- «Таким образом, можно сделать вывод…»
- «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
Решай:
- ЕГЭ по обществознанию.
- ЭГЭ по обществознанию.
Темы эссе по философии
- «Человек немыслим вне общества». Л. Толстой
- «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». А. Франс
- «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя». Н.Н. Пирогов
- «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело». П. Сартр
- «История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой». Ж. Кокто
- «Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы». Э. Ренан
- «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У. Шекспир
- «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим». А. Поп
- «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать». Б. Рассел
- «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить». И. Бердяев
- «Общество не обязательно соответствует политическим границам». С. Тернер
- «Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений». Г. Лихтенберг
- «Познание и жизнь неотделимы». Л. Фейхтвангер
- «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». Р. Милликен
- «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост». И. Гете
- «Познать – это значит вполне понять всю природу». Ф. Ницше
- «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
- «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Н.Г. Чернышевский
- «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека
- «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, — не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой
- «Без борьбы нет прогресса». Ф. Дуглас
- «Человек вне общества или бог или зверь». Аристотель
- «Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет». Аристотель
- «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ф. Ницше
- «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки». А. Пьерон
- «Человек есть принципиальная новизна в природе». Н.А. Бердяев
- «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее нельзя никуда уйти». Э. Фромм
- «Муки творчества и радости творчества – единое целое». И. Шевелев
- «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». В. Шукшин
- «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон
- «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником». И. Фихте
- «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний – он постоянно расширяется». Арабская пословица
- «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла». А. Маслоу
- «Все, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». С. Маршак
- «Что бы что-то узнать, надо уже что-то знать». С. Лем
- «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». Л. Фейербах
- «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь». Сократ
- «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Ф. Лассаль
- «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Д. Дидро
- «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». Н.А. Бердяев
- «Без многого человек может обойтись, только не без человека». Л. Берне
- «В человеке обязанности царя осуществляет разум». Э. Роттердамский
Как написать эссе по обществознанию для ЕГЭ
Эссе – это набросок в прозе на выбранную тему, где выражается свое личное мнение. Написание эссе становится трудновыполнимой задачей, если автор не имеет представления, из каких частей обязательно состоит работа, какая структура и план должны быть. Упростить ее можно при помощи имеющихся общих клише, по которым можно быстро и легко составить текст. Чтобы написать эссе, необходимо:
- прочитать предложенные темы, а после выбрать ту, в которой автор будет наиболее хорошо разбираться или что ему будет интересно;
- определить главную мысль и сформулировать ее своими словами;
- набросать на черновике структуру и примерный план работы, ключевые термины, точки зрения специалистов и ученых, теоретические положения;
- высказать личное суждение и отношение к теме, свое понимание смысла высказывания;
- тщательно подойти к подбору аргументов (мнения ученых, исторические факты, жизненные факты и др.);
- изложить все сведения, аргументы и личные мнения в четкой последовательности;
- завершить работу выводом и личными рассуждениями.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Структура
Как и любая другая творческая самостоятельная работа учащегося, эссе всегда предусматривает определенную типовую структуру. Благодаря этому можно грамотно структурировать и выстроить имеющийся объем информации. Если это будет эссе по обществознанию структура следующая:
- Вступительная часть. При помощи введения можно заинтересовать читателя или слушателя в прочтении работы от начала до самого конца. Здесь должны быть следующие пункты:
- формулировка проблемы;
- суть проблемы;
- риторический вопрос;
- цитата и что-то подобное для создания эмоционального настроя читателя.
- Основная часть. Здесь обязательно затрагивается история исследуемого вопроса, разные точки зрения по теме. Внутри основной части также присутствуют подпункты:
- тезис – автор приводит доказываемое суждение;
- обоснование – указываются аргументы, доказывающие этот тезис;
- подвывод – частичный ответ на ранее заявленный вопрос.
Особое внимание уделяется аргументации, автор должен найти такие суждения, при помощи которых возможно убедить читателя в истинности приведенной точки зрения. Это могут быть исторические факты, ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства
Аргументация строится по следующему плану – утверждение, пояснение, наглядный пример, подведение итога, заключение.
- Заключение. Здесь необходимо воссоединить все те выводы, что были сделаны в ходе работы по каждому заявленному тезису. На основании приведенных аргументов читателя должен сделать вывод. Сначала формулируется проблема, а следом указывается ее заключение.
Если вступительная часть направлена на максимальное вовлечение интереса читателя, то заключение добавляет целостности картине, наталкивает на размышления и оставляет впечатление в памяти.
Клише для эссе
Чтобы правильно составить текст эссе по обществознанию клише станут настоящей палочкой-выручалочкой. Определить количество таких клише можно в ходе написания, отталкиваясь от структуры и плана работы. Но, как правило, это несколько пунктов:
- Шаблонные фразы для формулировки понимания высказывания и проблемы внутри темы, их актуальности. Например:
- Шаблонные фразы для выражения собственной позиции касательно темы и поставленного вопроса. Например:
- Примерные образцы, как сформулировать многоаспектность анализа высказывания, например:
- Два уровня аргументации, чтобы максимально убедить читателя в актуальности темы. А именно:
теоретический уровень:
эмпирический уровень:
- Шаблонные фразы, как составить идеальный вывод в пункте с заключениями:
Пример плана написания
Не стоит сразу же перед написанием работы составлять приблизительный шаблон плана. Гораздо легче будет составлять черновой вариант, который будет редактироваться в процессе написания. Основное преимущество эссе – отсутствие рамок и ограничений, пунктами плана могут быть самые основные мысли.
Если предполагается эссе по обществознанию план может быть следующим:
- Цитата.
- Проблема, ее актуальность.
- Перефразирование смысла высказывания.
- Приведение своего мнения.
- Теоретическая аргументация:
- понятия;
- термины;
- тезисы.
- Фактическая аргументация:
- примеры из других областей знания (экономика, социология, политология, история, правоведение и др.);
- проведенный лично социальный опрос;
- реальные случаи из социума.
- Вывод.
Предлагаем в качестве образца примерный шаблон плана эссе по обществознанию:
Структура сочинения
Прежде чем приступить к написанию тренировочных эссе по обществознанию, необходимо детально разобраться и понять, какой должна быть структура мини-сочинения в 2021 году. Эксперты рекомендуют придерживаться такого плана:
- Цитата (с указанием автора).
- Формулировка основной проблемы, о которой говорит автор цитаты.
- Смысл высказывания (максимально полное раскрытие).
- Ваше отношение к проблеме (согласен или нет с автором).
- Аргумент + пример + мини-вывод для каждого аргумента (их может быть 2 и более).
- Общий заключительный вывод.
Таким образом, у вас должно получиться 5 абзацев:
- введение;
- теоретическая аргументация;
- фактическая аргументация (1 пример);
- фактическая аргументация (2 пример);
- вывод.
А как же актуальность, спросят многие? На протяжении нескольких лет педагоги акцентировали внимание выпускников на том, что в начале эссе необходимо описать актуальность проблемы. Сегодня в структуре эссе по обществознанию этот пункт отсутствует, ведь, по мнению экспертов, все темы, предложенные выпускникам на ЕГЭ 2021 года, априори являются актуальными
Конечно, при желании вы можете кратко указать актуальность, но баллов вам этот абзац не прибавит (также и отсутствие данного блока не снизит результат).
Также стоит заблаговременно запомнить несколько клише, которые будут актуальны для формирования логического перехода от блока к блоку.