Самое время: 7 профессий будущего, которые можно освоить уже сейчас
Содержание:
- Введение
- Какой пакет нужен: AutoCAD, 3ds Max, Maya, Blender?
- Где учиться профессии дизайнер виртуальных миров
- Преимущества курса
- НАНОТЕХНОЛОГ (NANOTECHNOLOGY)
- The Wild — для интеграции с традиционными программами
- Где можно работать
- Интернет вещей и киберфизические системы
- Обучение на дизайнера виртуальных миров
- Сколько зарабатывает и где работает
- История VR: от стереопсиса Уитстона до «Дамоклова меча» на голову
- Курсы
- Spatial — дополненная реальность для рабочего места
- Оплата труда
- Зарплата архитектора vr на ноябрь 2021
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Известные специалисты-архитекторы VR
- Интересные факты о профессии
Введение
Виртуальная среда становится для человека такой же естественной, как физическое пространство городов, помещений, природы. В виртуальной среде человек отдыхает, посещает достопримечательности, музеи, восстанавливает силы или проходит обучение. Виртуальная среда автоматически настраивается под психофизиологическое состояние человека или под его запросы и задачи, создавая не просто образ пространства или помещения, а целостную сеть виртуальных сред, которая в итоге воспринимается как единая система – виртуальный мир.
Технология виртуальной реальности становится неотъемлемой частью экономики, культуры, образования. Развитие новых технологий способствует появлению новых профессий. Знакомство школьников с перспективными профессиями и новыми компетенциями необходимо для раннего самоопределения учащихся. Использование метода практикоорентированной профориентационной работы формирует опыт конкретной профессиональной деятельности и позволяет понять степень заинтересованности в её освоении. Одним из инновационных способов практикоорентированной профориентации являются профессиональные пробы.
Профессиональные пробы – это современная технология сопровождения профессионального выбора школьников, соответствующая трём базовым принципам инновационной профориентации: непрерывность, социальное партнёрство и практикоориентированность .
Профессиональные пробы основываются на модели «работодатели, колледжи и вузы – для школьников». Комплекс проб различной направленности объединяется в сетевой цикл, позволяющий школьнику за время обучения в 8—11 классах пройти до пятнадцати различных проб, выбирая их из обширного набора курсов. Содержание набора профпроб, реализуемых в каждой конкретной территории РФ, соответствует перечню профессий, наиболее востребованных и перспективных для этой территории.
Самарский регион успешно выстраивает опережающие системы профориентационной работы с обучающимися на основе профессиональных проб. В Тольяттинском государственном университете реализуется более двадцати программ по наиболее востребованным в регионе профессиям.
На базе Центра компетенций по инновационным технологиям дополненной и виртуальной реальности Института дополнительного образования ТГУ для молодежи города организуются разноплановые профориентационные мероприятия по технологии виртуальной реальности и профессиям, связанным с виртуальностью – мастер-классы, экскурсии, мини-курсы, хакатоны, летние школы, олимпиады. Знакомство с современными инструментами цифровой экономики, одним из которых является виртуальная реальность, помогает учащимся сориентироваться в мире новых профессий и перспективных практик, осуществить осознанный выбор специальности, подкрепленный практическим опытом освоения профессии.
В пособии представлен опыт Тольяттинского государственного университета в организации профессиональных проб для учащихся по направлению «Виртуальная реальность» в рамках курса «Архитектор виртуальности». Курс позволяет учащимся получить представление о значимости технологии виртуальной реальности в современном мире, раскрывает особенности новых профессий в данной области, знакомит с особенностями профессиональной деятельности в этом направлении.
В главах 1—2 содержится теоретический материал о профессии архитектор виртуальности, технологиях и инструментах виртуальной реальности. В главе 3 представлен практикум по созданию WebVR-мира средствами облачного ресурса vizor.io. В приложении размещен пример программы курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов «Архитектор виртуальности».
Пособие будет интересно широкому кругу читателей – учащимся, педагогам, родителям.
Какой пакет нужен: AutoCAD, 3ds Max, Maya, Blender?
Определиться проще всего по необходимому результату вашей работы:
#1. Если результатом вашей работы должны быть чертежи, например, план квартиры, дома, участка, то вам необходим AutoCAD. Дизайнеры интерьеров, мебели, ландшафтные дизайнеры просто не смогут обойтись в своей работе без AutoCAD.
#2. Если вам нужна визуализация (красивые картинки, например, для подачи дизайна интерьера, архитектурных проектов (арх-виз), ландшафтного дизайна или иных объектов проектирования), то ваш пакет 3ds Max. Для определенных задач визуализации, например, арх-виза также успешно может использоваться Blender и VRay.
#3. Если вам нужна анимация, например, для создания рекламных роликов, презентаций и мультиков, то вам нужен или 3ds Max, или Maya, или Blender.
Выбор конкретного пакета чаще всего зависит от сложившегося рабочего процесса компании, где вы будете работать. Если вы еще не знаете, где будете работать или собираетесь создавать анимацию для себя, в качестве хобби, то лучше начать с 3ds Max, т.к. это пакет имеет более дружественный интерфейс для начинающих. Профессионалы знают и используют все три пакета.
#4. Если вы хотите изучать пакеты для того чтобы как можно скорее устроиться на работу, то вам следует предпочесть продукты Autodesk: AutoCAD, 3ds Max, Maya. С ними вы гораздо быстрее найдете работу в индустрии 3D.
#5. Если вы индивидуальный предприниматель, дизайнер, или занимаетесь бизнесом и озабочены проблемой лицензирования программных продуктов, то вам будет полезно ознакомиться с возможностями Blender. Этот пакет — отличный выбор для стартапов, гейм-девелопмента, свободных художников, аниматоров.
#6. Определитесь с формой обучения: многие курсы 3D Master доступны в дистанционном виде, что позволяет существенно сэкономить на обучении. Для дистанционного обучения необходим хороший интернет-канал (рекомендуется минимум 1Мбит, безлимитный трафик).
С какого курса начать?
Курсы, с которых необходимо начинать обучение приведены в таблице.
Пакет |
С какого курса начать |
AutoCAD |
Курс AutoCAD: Базовое 2D-черчение |
3ds Max |
Курс 3ds Max: Базовое моделирование |
Maya |
Курс Maya: Полигональное моделирование |
Blender |
Курс Blender: Базовое моделирование и визуализация |
Так много модулей, их все надо пройти?
Нужно проходить только те курсы, которые вам нужны. Для начала лучше освоить рекомендуемый минимум. Если же вы полны решимости пройти все курсы, то тогда лучше это делать постепенно.
Где учиться профессии дизайнер виртуальных миров
Профессии дизайнера виртуальной реальности можно учиться, как в России, так и за рубежом. Рассмотрим самые лучшие учебные заведения, в которые можно поступить, если вы мечтаете работать в сфере VR.
Обучение за границей
Конечно, самое перспективное обучение VR – это обучение за рубежом. К сожалению, Россия и страны СНГ пока только перенимают опыт западных коллег. Рассмотрим ТОП-5 лучших зарубежных университетов, в которых можно освоить профессию дизайнера VR.
- New York Film Academy (NYFA) Нью-Йоркская Академия Киноискусств (NYFA) (https://www.nyfa.edu/). Здесь вы научитесь быть дизайнером VR с уклоном к киноиндустрии. В Академии есть несколько разных программ. Стоимость одногодичного обучения начинается от 36 тысяч долларов. Не забудьте учесть, что Нью-Йорк – очень дорогой город и скорее всего проживание обойдется вам еще в 20-30 тысяч долларов в год.
- University of Portsmouth (https://www.port.ac.uk/), Великобритания. Здесь вы можете учиться проектированию систем виртуальной реальности. Стоимость программы от 16 300 фунтов стерлингов за один год. Обучение длится три года.
- Trinity College Dublin, the University of Dublin (https://www.tcd.ie/) также предлагает пройти обучение по программе проектирования систем виртуальной реальности. Предполагает получение магистерской степени. Стоимость программы длительностью один год – 24 600 фунтов стерлингов.
- University of Technology Sydney – UTS (Австралия) (https://start.uts.edu.au/). Программа длится всего 16 дней и проходит в онлайн-режиме. Это отличная возможность получить престижное дополнительное образование в сфере VR. Стоимость обучение необходимо уточнять в личной заявке.
- Mohawk College (Канада) (https://www.mohawkcollege.ca/). Программа схожа с тем, что предлагают университеты Великобритании и Ирландии. Стоимость обучения составляет 17 400 канадских долларов, а длительность – 1 год.
Дистанционное обучение
Если говорить о России, то, пока здесь нет курсов, направленных именно на получение навыков дизайна виртуальной среды. Однако во многих онлайн-школах есть профессия разработчика виртуальной реальности, что является практически той же самой профессией.
Skillbox: Профессия Разработчик AR&VR с нуля до PRO . Обучение длится два года и стоит от 115 тысяч рублей. Минусов у курса мы не обнаружили. Из плюсов: куратор на обучении, работа с разными движками (Unity, Unreal Engine) и получение всех необходимых навыков программистов. Создатели курса обещают, что после его прохождения вы будете зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц.
Посмотреть полную информацию о курсе
GeekBrains: Факультет разработки VR/AR (https://gb.ru/geek_university/vr-ar). Обучение направлено на участие в разработке приложений. Длительность курса чуть более года, стоимость – от 67 тысяч рублей.
Многие зарубежные университеты, которые мы перечислили ранее, предлагают возможность дистанционного обучения, особенно, если учесть, что сейчас в мире локдаун и далеко не у всех есть возможность и желание проходить курсы очно.
Обучение в России
Дизайну виртуальной реальности не обучают в России. Однако существует множество смежных специальностей, после завершения обучения которым и небольшой переквалификации, вы сможете называть себя дизайнером VR и брать дорогие и интересные вам заказы.
- Дизайн архитектурной среды. Получить профессию можно на очной форме обучения в Архитектурно-строительном институте ЮУрГУ в Челябинске (https://www.susu.ru).
- Дизайн архитектурной среды. Похожее направление есть и в Институте архитектуры и дизайна СФУ в Красноярске (http://iad.sfu-kras.ru/). Также как и в ЮУрГУ, оно строится на базе среднего школьного образования и проходит только в очной форме.
- Информационные технологии в дизайне. Эта профессия еще ближе к дизайнеру виртуальной реальности. Обучиться можно в РГПУ им. А.И. Герцена (http://www.herzen.spb.ru/). Обучение очное, длится 4 года.
- Программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности. Наиболее близкое к дизайну виртуальных миров направление. Обучение проходит на Факультете математики и информационных технологий Стерлитамакского филиала БашГУ в Стерлитамаке (https://strbsu.ru/faculty/7), длится 4 года.
Преимущества курса
Интенсивное обучение. Программа рассчитана на 2 месяца и состоит из 8 очных занятий с преподавателями в формате хакатона, 30 часов практики с VR специалистами и 80 часов видео уроков, тестов и самостоятельных работ.
Без лишней воды
Весь материал подается емко, четко и по делу – в программе собрано только то, что действительно важно для будущей профессии
Продуманная программа обучения. Вы освоите все аспекты профессии — начиная с основ работы на Unity, до самостоятельной разработки VR проектов на смартфоны и другие устройства.
Помощь в трудоустройстве. При успешной защите диплома вы получаете сертификат о прохождении курса, а также помощь и поддержку в дальнейшем трудоустройстве.
НАНОТЕХНОЛОГ (NANOTECHNOLOGY)
Многие уже имеют представление о том, чем занимаются эти учёные. Они работают с материалами на молекулярном и атомарном уровне. Создают объекты с уникальными свойствами из мельчайших компонентов. Профессионалы в этой сфере смогут работать и в машиностроении, и в космонавтике, и в пищевой промышленности, конечно, в медицине.
- В Беларуси – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.
- В Украине – Винницкий национальный технический университет.
- В России – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова НИУ «МЭИ».
- В Польше – Краковский Политехнический Университет имени Тадеуша Костюшко, Лодзинский Университет.
The Wild — для интеграции с традиционными программами
Поддерживаемые платформы. Устройства, подключаемые к компьютеру — Oculus Rift, HTC Vive, Windows Mixed Reality; desktop-версия для Mac и Windows; мобильный режим для iOS.
Стоимость. Базовая версия стоит $ 295 в месяц и включает 3 плавающие лицензии и 2 ГБ загрузки файлов в месяц. Стандартная версия — $ 595 в месяц за 5 плавающих лицензий и 5 ГБ загрузки файлов в месяц. Премиум — $ 1795 в месяц, 10 плавающих лицензий и 10 ГБ загрузки файлов в месяц.
Основная информация. Сервис интегрируется с программами для моделирования SketchUp и Revit. Файлы программ будут преобразованы в пространство, которое станет местом для виртуальной встречи. Пользователи могут не только встречаться внутри модели, но и изменять ее.
Если у какого-то пользователя нет VR-гарнитуры, он может присоединиться из настольного приложения и перемещаться по пространству с помощью клавиатуры и мыши.
Кроме того, The Wild совместим с платформой BIM 360. Autodesk BIM 360 — это набор готовых облачных сервисов для совместной работы по реализации проектов и процесса строительства.
Для кого. Сервис поможет дизайнерам и архитекторам произвести впечатление на своих клиентов презентацией, с которой можно взаимодействовать. Заказчики смогут изучить дизайн в человеческом масштабе и устно предложить свои корректировки.
Встречаться можно как в режиме реального времени, так и оставлять текстовые аннотации и комментарии, чтобы команда увидела их позже. Благодаря интеграции с BIM 360, модель всегда будет актуальной, что позволит координировать процессы в команде.
Кому не подходит. В одной сессии одновременно может участвовать до 8 человек. Поэтому провести открытую презентацию на большее количество участников не получится.
Специалистам, не использующим SketchUp или Revit, потребуется конвертировать файлы, чтобы экспортировать их в The Wild. Это может привести к потерям скрытой геометрии или увеличению размера файла.
Где можно работать
Некоторые представители профессии изначально начинают работать на себя, самостоятельно занимаясь поиском клиентов. Чаще всего начинающие сотрудники все же устраиваются в дизайнерские агентства, арт-студии, архитектурные и конструкторские бюро. Это могут быть государственные и частные компании.
Направления
Самое распространенное коммерческое направление в дизайне среды — это создание интерьеров. Мастера ведут работу с жилыми помещениями, офисами и другими вариантами коммерческой недвижимости. Государственные компании привлекают таких работников к созданию городской среды. Это может быть проектирование парков, реставрация исторических объектов, прокладка дорог, разработка систем навигации и многое другое. Еще одна группа дизайнеров работает над созданием выставочных экспонатов, продумывая инсталляции до мельчайших деталей.
Профессии
Дизайнер среды — это не обязательно разработчик интерьера объекта. Направление подразумевает наличие массы узких специализаций. Сюда входят такие профессии, как архитектор, реставратор, осветитель, специалист по коммуникациям, дизайнер мебели. В отдельную группу выделяют управленческие должности, например, менеджер проекта или руководитель целого направления.
Интернет вещей и киберфизические системы
Программа комплексной подготовки специалистов, которые смогут использовать потенциал новых технологий Интернета вещей.
Программы магистратуры реализуются в партнерстве с российскими и международными компаниями, внедряющими эти технологии: Samsung, IBM, National Instruments, Rightech, InfoWatch, PTC и другими.
Студенты получают доступ к современным лабораториям, профессиональному оборудованию и к знаниям напрямую от специалистов индустрии. Выпускники программы востребованы в IT-интеграторах и аналитических центрах, газовых и нефтяных компаниях, банках, государственных организациях, которые заинтересованы в автоматизации и повышении эффективности своей работы.
Где получить специальность:
НИУ ВШЭ, Москва
Срок обучения:
2 года
Язык обучения:
русский
Стоимость обучения:
370 000 рублей в год
Условия поступления:
конкурсный отбор на основе портфолио
Будущая профессия:
Выпускники программы будут являться IoT-специалистами в конкретных сферах и могут работать в качестве:
— инженеров-разработчиков в области Интернета вещей
— специалистов по анализу данных в Интернете вещей
— разработчиков прикладного программного обеспечения для Интернета вещей
— специалистов ко кибербезопасности в Интернете вещей
— исследователей.
Подробнее здесь.
Обучение на дизайнера виртуальных миров
Отличные программы подготовки, позволяющие получить комплекс знаний о программировании и дизайне, открыты во многих российских вузах:
- «Дизайн» (код: 54.03.01) с профилем «Графический дизайн». Для поступления требуется результат ЕГЭ по литературе (профильный предмет), а также по обществу, математике, иностранному языку, истории (несколько на выбор вуза). При поступлении абитуриенты сдают творческое испытание (рисунок, живопись, фотография и иные);
- «Прикладная информатика» (код: 09.03.03) с профилем «Прикладная информатика в дизайне». Для этого направления профильным предметом является математика, дополнительными – физика, информатика, химия и иностранный язык. Творческого испытания нет.
Доступны очная, очно-заочная и заочная формы, а срок обучения составляет 4-5 лет (зависит от формы). Высшее образование – это основа, но не стоит забывать о важности постоянного профессионального развития. Нужно посещать курсы и научные мероприятия, изучать инновационные разработки мировых корпораций, что позволит шагать в ногу со временем
Сколько зарабатывает и где работает
Как я уже писала, VR/AR-разработчик нужен в таких сферах деятельности, как:
- Медицина.
- Образование.
- Промышленность.
- Культура.
- Строительство.
- Маркетинг и реклама.
- Игровая индустрия.
- Туризм.
- Военная отрасль.
- Социальные сети.
IT-компании, организации здравоохранения, промышленные и военные предприятия, образовательные учреждения готовы взять к себе на работу VR/AR-разработчиков. Компании из других областей деятельности обращаются в специализированные организации с заказами о разработке того или иного сервиса.
Начинающим специалистам без опыта готовы заплатить от 40 000 руб. После года работы зарплата увеличивается до 90 000 руб. А уже разработчики со стажем от 3 лет получают 100 000 руб. и выше. Нередко доход может превышать и 150 000 руб.
Перед откликом на приглянувшуюся вакансию разработчикам обязательно нужно сформировать достойное портфолио с несколькими разноплановыми работами из разных областей деятельности.
История VR: от стереопсиса Уитстона до «Дамоклова меча» на голову
В 1935 году американский писатель Стенли Вейнбаум опубликовал фантастический рассказ «Очки пигмалиона». Главный герой истории встретил профессора, который изобрел очки, способные с помощью голографических записей и влияния на органы чувств перемещать человека в выдуманный мир. Кажется, что именно в рассказе Вейнбаума описана концепция виртуальной реальности.
Однако с технической точки зрения ее история началась вовсе не в XX веке, напоминает сооснователь платформы VirtualSpeech Дом Барнард. Первым, кто сделал шаг навстречу тому, чтобы построить другой мир и с помощью технологий перенести туда человека, был английский физик Чарльз Уитстон. В 1839 году в своем исследовании Уитстон описал явление стереопсиса — восприятия глубины и трехмерной структуры за счет визуальной информации, полученной человеком с хорошим бинокулярным зрением. Оказалось, что мозг может создать иммерсивную (трехмерную) картинку, если человек смотрит одновременно на фотографии объекта, снятого с разных углов. Эта технология позволила Уитстону создать первый стереоскоп, делающий изображение объемным за счет зеркал, размещенных под углом 45 градусов.
Пионером в разработке технологии виртуальной реальности стал голливудский кинематографист Мортон Хейлиг. В 1956 году он представил сенсораму — большую кабину, в которой было все для погружения в вымышленный мир: 3D-видео, аудио, вибрации, запахи, природные эффекты (например, ветер). Именно Хейлиг впервые задумался о потенциале технологии в искусстве. Его устройство, по мнению кинематографиста, должно было стать основой для создания «кино будущего», так как аппарат совмещал в себе художественный взгляд и научные знания о восприятии и чувствах.
Прототип очков виртуальный реальности — Ultimate Display — описал американский ученый в области компьютерных технологий Айвен Сазерленд. Он хотел с помощью размещенного на голове HMD-дисплея воспроизвести реальность так, чтобы зрители, взаимодействуя с виртуальным миром, созданным компьютером, не могли отличить его от мира за пределами маленького экрана. В 1968 году вместе со своим студентом Сазерленд воплотил концепцию в реальность и изобрел первый прототип VR-устройства — The Sword of Damocles. Но дисплей «Дамоклова меча» был слишком тяжелым для того, чтобы носить его на голове, поэтому девайс прикрепили к потолку. И хотя The Sword of Damocles не вышел за пределы лаборатории, он мог показывать простые виртуальные фигуры и послужил толчком для дальнейших разработок в области виртуальной реальности.
The Sword of Damocles
Широкому кругу пользователей VR-технологии стали доступны только в 1990-е, когда компания Virtuality Group выпустила серию игр и игровых автоматов, позволяющих участникам за счет использования VR-очков оказаться в иммерсивной игре. Но действительно популярными дисплеи, перемещающие внутрь другой реальности, стали только через 20 лет. В 2010-м молодой изобретатель Палмер Лаки создал первый прототип очков — Oculus Rift, а в 2012-м запустил краудфандинговую кампанию на Kickstarter и собрал около $2,6 млн на дальнейшую разработку Oculus. Расцвет технологии пришелся на 2014-2015 годы: после того, как Facebook купил за $2 млрд компанию Oculus VR, свои очки виртуальной реальности активно начали создавать другие технологические гиганты — Sony, Samsung, Google.
Дмитрий Врубель, художник и сооснователь факультета современного искусства «Среды обучения» и VRTIM:
«Главное, что мы увидели по результатам исследования, — реальные кейсы. Запускается больше VR-музеев и выставок, образовательных проектов. Большие художники не стесняются творить в VR, появляются новые способы монетизации. Мировые музеи, глобальные компании перестают относиться к виртуальному миру как к игрушке и используют его в практике.
Мы убедились, что время для запуска проектов правильное. В начале 2021-го создали VR-пространство VRTEKA «От шедевра к шедевру», а в апреле запустили для молодых художников VR курс-мастерскую «Контекст, рифмы и диалоги».
Курсы
Для абитуриентов и опытных программистов, желающих изучать основы дизайна виртуальных миров и VR в целом, доступно много русскоязычных и англоязычных дистанционных курсов. Вы найдете достойные программы на Coursera, Udacity, Udemy.
Contented
Доступный онлайн-курс для VR-разработчиков, который позволит получить глубокие знания о виртуальной реальности и программировании на языке C#. Он пойдет для начинающих разработчиков, специалистов с опытом и без него. Срок обучения составляет 5 месяцев, занятиям необходимо посвящать около 2-5 часов в неделю. Студенты, успешно сдав итоговый проект, получают диплом Contented, а также могут принять участие во внутренней программе трудоустройства.
Spatial — дополненная реальность для рабочего места
Поддерживаемые платформы. Автономная гарнитура Oculus Quest, устройства дополненной реальности Microsoft Hololens, Magic Leap One, web-режим, мобильный режим для Android и iOS.
Стоимость. В бесплатной версии доступны 5 ГБ облачного хранилища и до 30 приглашенных человек в комнате. Pro-версия — $20 долларов в месяц за пользователя и без ограничений на количество участников и облачное хранилище.
Основная информация. Помимо виртуальной реальности, Spatial поддерживает дополненную реальность. В таком режиме комната становится монитором, а руки — мышью. Чтобы присоединить участника к работе, программа создает его 3D-реалистичный аватар из одного селфи. Он имитирует движения, когда пользователь говорит или двигается.
Другие возможности сервиса: делиться экраном компьютера, рисовать эскизы в воздухе, загружать 3D-модели, изображения, видео и PDF-файлы.
Для кого. Функция дополненной реальности поможет специалистам, которым необходимо использовать существующие инструменты, чтобы рабочий процесс оставался неизменным. Например, рассматривать бумажные чертежи вместе с удаленным коллегой.
Благодаря поддержке мобильных устройств, сервис можно использовать за пределами одной комнаты — на рабочих встречах, выездах на объекты или экскурсиях.
Кому не подходит. Spatial расширяет существующие возможности коммуникации, но не предоставляет новых инструментов. Не подойдет для создания и экспорта совместного творчества.
Оплата труда
Зарплата архитектора vr на ноябрь 2021
Россия 55000—130000₽
Москва 250000—400000₽
Оплата труда индивидуальна и зависит от многих факторов: опыта специалиста, величины компании, в которой он работает, масштаба проекта.
Ступеньки карьеры и перспективы
Профессия архитектора VR станет отдельной профессией через 2-3 года. К тому времени технологии дополненной или виртуальной реальности станут повседневной частью жизни всех людей. Сама по себе профессия настолько многофункциональна и всеобъемлюща, что карьерным ростом в ней станет постоянное совершенствование технических навыков и социально-психологических аспектов.
Известные специалисты-архитекторы VR
Владимир Деген – лектор по архитектуре VR; CEO & Founder студии «Chingis», VR-евангелист, более 10 лет опыта разработки компьютерных игр, включая AAA-проекты (Heroes of Might and Magic 5, W.E.L.L. Online, Vizerra), 2 года разработки VR-проектов нового поколения, автор уникальных лекций на CG Event 14, 15, 16; лектор в RealTime School и Scream School; ментор на MIXAR2016 и AR&VR Hackathon 2016.
Интересные факты о профессии
Для совершенствования знаний в сфере построения виртуального пространства полезно посещать сайты Holographica, в Slack-сообществе VAMR.
Для понимания того, как устроена психика человека, какова физиология получения удовольствия от процесса игры, рекомендуем книгу Jane McGonigal Reality Is Broken, дизайнера и разработчика компьютерных игр.