Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Военно - морские спецшколы 1940-1944
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Военно - морские спецшколы 1940-1944





Н августе 1940 г. в СССР были образованы специальные военно-морские средние школы, В условиях развернувшегося строительства Военно-Морского Флота они должны были сыграть значительную роль в подготовке кадров для комплектования военно-морских училищ. Однако в отличие от артиллерийских и военно-воздушных спецшкол военно-морские просуществовали всего четыре года.Кадры мной школы будут иметь наряду со средним образованием значительную специальную морскую и общевойсковую подготовку и даже некоторую морскую практику.


Учащиеся спецшколы обязательно должны освоить в школе шлюпочное дело, плавание, службы на корабле, устав, усвоить морскую терминологию. это даст возможность готовить волевых; любящих море командиров, со школьной скамьи связывающих себя с флотом. В ВМУЗ”ах будет возможность повысить подготовку на спец. предметам за счет сокращения времени на общеморскую подготовку.Огромная любовь и интерес, которые про являют школьники к флоту, является гаран тией высокого одобрения ими специальных «о ешю-морских школ и обеспечения их способными, развитыми учениками.Наиболее целесообразным является создание спецшколы на Васильевском острове по его географическому положению и наличию... большого количества ВМУЗ'ов и вое и но морских воинских частей»1.Предложение Ленинградского обкома ВЛКСМ и Военного совета КЬФ получило одобрение руководства Народного комиссариата ВМФ СССР и Народного комиссариата просвещения РСФСР. 3 июля 1939г. заместитель Наркома ВМФ флагман флога 2-го ранга И.С.Исаков, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А.Михайлов и Нарком просвещения РСФСР П.А.Тюркин подписали секретную докладную записку на имя 11рсдссдателя СНК СССР В.М.Молотова: И целях обеспечения училищ Поен но-Мор ского Флота наиболее подготовленными и культурными товарищами, считаем необходимым по примеру специальных школ, готовя щих кадры для поступления в артиллерийс кие училища, организовать такие специальные школы в системе наркомпросов союзных республик для подготовки контингента в военно-морские училища. <...>

В текущем году считаем возможным организовать такие школы в г.г. Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Горьком, Баку.Набор в текущем году произвести в восьмые, девятые и десятые классы, чтобы уже в 1940 г. иметь первый выпуск»2.К докладной записке прилагались проекты документов, подготовленные Управлением военно-морских учебных заведений: постановления СНК СССР, «Положения о специальных школах Народных Комиссариатов Просвещения РСФСР, УССР и АзССР», «Положения о форме одежда учащихся специальных военно-морских школ I (аркомпросов* и учебного плана по военно-морским предметам  Для учащихся спецшкол планировалось установить форму одежды краснофлотского образца без каких-либо отличий. Лента фуражки должна была иметь надпись, например: «МОСКОВСКАЯ СПЕЦ. ШКОЛА РКВМФ*. На левом рукаве должен был располагаться вышитый якорь. Предполагалось, что форма будет приобретаться учащимися за свой счет (в рассрочку), а нуждающимся будет оказываться помощь наркомпросов союзных республик.

В СП К СССР вопросом создания военно-морских спецшкол было поручено заниматься заместителю председателя Совнаркома А.Я.Вышинскому. Через несколько дней со* стоялось голосование членов правительства по этому вопросу, о чем свидетельствует за* писка И.С.Исакова начальнику Управления делами Наркома га ВМФ капитану 2-го ранга Ашанппу (пунктуация текста сохранена): говорил с т. Вышинским о спей, школах, он передал что уже проголосовано. В отношении школы во Владивостоке предложения прислать дополнительно. Ходатайство составить от имени Наркома. Это дополнение и пошлите тов. Вышинскому»4.II июля Н.Г.Кузнецов подписал секретную докладную записку на имя Л.Я.Вышинского:  И дополнение моего доклада от 5 июля зо №87— о создании специальных военно-морских средних школ при Нарком просе (вышеупомянутый совместный доклад — прим. авт.), прошу десятилетку А& 9 в городе Владивостоке также организовать в специальную военно-морскую шкалу, которая будет являться основной базой для комплектования Владивостокского ВМУ»5 (на самом деле училище называлось «Тихоокеанское» — прим. авт.).

Однако проработка данного вопроса заняла больше года, и, наконец, 19 июля 1940 г. секретный доклад Председателя СНК СССР В.М.Молотова о спецшколах поступил в Политбюро ЦК ВКП(б)ь. 22 июля 1940 г. было подписано постановление СНК СССР .4° 1316 (объявлено приказом Народною комиссара ВМФ СССР от 7 августа 1940 г. 452), в соответствии с которым в системе наркомпросов РСФСР, Украинской ОСР и Азербайджанской ССР создавались семь специальных военно морских средних школ: 1-я — н Москве, 2 я -в Ленинграде* 3-я- во Владивостоке» 4-я—в I орь-ком, 5-я — в Киеве, 6-я — в Одессе и 7-я — в Баку.Общее количество учащихся во всех трех классах каждой спецшколы было установлено в 500 человек. 11ерный набор в школы был произведен в том же году: в восьмые (параллельные) классы — по 200 человек из числа окончивших седьмой класс средней школы» в девятые и десятые (параллельные) классы — по 150 человек, окончивших соответственно восьмой и девятый классы. Все учащиеся имели отличные и хорошие головые оценки и прошли специальную медкомиссию.

В строевом отношении спецшкола приравнивалась к батальону трехротного состава. 1-я рота объединяй десятые классы, 2-я — девятые и 3-я — восьмые. Роты делились на взводы (классы): 1-я и 2-я на пять по 30 человек в каждом, 3-я — на шесть но 33-34 человека. Каждый взвод состоял из двух отделений. Во главе спецшколы стоял директор, а для руководства военной и политической работой назначались военный и политический руководители из числа кадровых военнослужащих ВМФ. Военрук являлся командиром батальона. В спецшколы были направлены лучшие преподаватели с высшим педагогическим образованием, при этом преимущество отдавалось командирам запаса ВМФ. Наиболее подготовленные преподаватели одновременно являлись командирами рот и взводов (классными руководителями). Кроме военрука и политрука в каждой спецшколе имелся еше один кадровый военнослужащий — боцман.

Преподавание математики, физики, химии, географии, черчения, рисования и военно-морского дела велось по программам и учебникам, приспособленным к программам военно-морских училищ и утвержденным наркомпросами союзных республик по согласованию с Наркоматом ВМФ СССР. Остальные предметы преподавались по общим программам и учебникам средних школ. В каждой спецшколе были созданы военно-морские кабинеты. Летние каникулы учащиеся должны были проводить в специальных лагерях и на кораблях. Выпускники спецшкол получали особые аттестаты и распределялись по военно-морским училищам, при этом окончившие школы с оценками «отлично» имели преимущественное право на поступление без испытаний в Высшее военно-морское училище им. М.В.Фрунзе и Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинекого. Забегая вперед, необходимо отметить, что военно морские спецшколы произвели только один выпуск в июне 1941 г. В последующем, начиная с декабря 1941 г., все десятиклассники направлялись для продолжения обучения на подготовительных курсах военно-морских училищ.

Снабжение учащихся обмундированием осуществлялось за государственный счет.Учащиеся проживали дома, а при З-й и 1-й военно-морских спецшколах во Владивостоке и Горьком в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 8 августа 1940 г. NV 6257 были созданы интернаты.2 августа 1940 г. приказом Наркома ВМФ СССР > 438 для учащихся военно-морских спецшкол была установлена краснофлотская форма одежды со следующими изменениями:    фуражка-бескозырка без белых кантов (по всей видимости, предполагалось использовать бескозырки образца 1934 г., замененные в 1939 г. на бескозырки с белыми кантами ); лента на фуражке — короткая, без свобод-
но выпущенных кошниц с бантом, располагающимся с левой стороны, и надписью:

  фланелевая рубаха со стоячим воротником, застегивающаяся на дне пуговицы, одна из которых  на вороте.Бушлат в комплект обмундирования не входил, и его ношение было запрещено. Во время нахождения в лагерях и на кораблях учащиеся должны были носить серое рабочее пяагье и форменный воротник.На левом рукаве фланелевой рубахи и шинели должен был нашиваться якорь красного цвета» вышитый на сукне, а для форменки  на полотне. Выше якоря располагались вышитые красные звезды: для учащихся 8-го класса — одна» 9-го  две, 10-го  три. Рисунки нарукавных знаков в приказе отсутновали. Отличия от краснофлотского обмундирования сильно огорчили учащихся и повлияли на то, что вновь введенная форма так и осталась на бумаге. Известно, что посте опубликования приказа в Управление военно-морских учебных заведений Наркомата ВМФ, где разрабатывался проект формы, и в Наркомпрос РСФСР от руководства 1-й и

2-й военно-морских спецшкол поступили обращения об установлении для учащихся бескозырки и фланелевой рубахи краснофлотского образца. Как один из аргументов приводился тог факт, что перешить существующие «фланелевки» па новый манер невозможно, а пошив рубахи заново потребует немалых финансовых затрат. Бывший военрук 1-й военно-морской спецшколы кап и тан-лейтенант Г.Я.Эндзелин вспоминал: «Форма одежды для учеников спец школ утверждалась в жарких спорах. К счастью, остановились на обыкновенной краснофлотской... Однако не обошлось и без горчайшей ложки дегтя: ленты на бескозырках оказались кургузыми, без развевающихся концов с якорьками, зато с плоскими заглаженными бантами елевой стороны. Такие «ленты -бантики» надолго стали предметом всеобщих шуток и доставили «матросам Наркомпроса* немало огорчений»9. Например, учащиеся 1-й военно морской спецшколы получили прозвище «кис кис» (шутливое называние i ал стука-бабочки, вспомните кинофильм «Беспокойное хозяйство»). Занятия начались 1 сентября 1940 г., но первое время учащиеся ходили без формы.10 сентября 1940 г. приказом Наркома ВМФ СССР № 55310 в обмундирование и знаки различия учащихся были внесены изменения. Для них устанавливалась суконная фуражка-бескозырка (с белыми кантами), летняя фуражка-бескозырка с белым чехлом, шапка-ушанка» шинель, фланелевая рубаха {суконная и хлопчатобумажная), белая рубаха (форменка), брюки суконные и летние хлопчатобумажные черного цвета, рабочее платье, форменный воротник, тельняшка» поясной ремень и ботинки краснофлотскою



вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования