Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Традиция альбомного импровизационного рисунка
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Основы Фотошоп Фоны, cкачать, скачать виньетки для фотошопа.

Традиция альбомного импровизационного рисунка




Отечественная война 1812 г, как одно из наиболее знаковых событий в истории России, вызвала широчайший отклик в различных областях культуры. Вот уже почти два века с завидной регулярностью воспоминания о славной победе вдохновляют людей творческих на создание новых и новых произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки, архитектуры... В преддверии 200-летней годовщины войны нетрудно спрогнозировать возникновение новой волны интереса к этой теме. Необходимо приложить все усилия, чтобы основой для творческой деятельности стал весь массив давно известных и открытых вновь исторических материалов, в котором одно из главных мест занимают произведения участников событий. К сожалению, среди достаточно большого количества таких источников, созданных непосредственно во время войны, весьма редко встречаются изобразительные материалы, которые позволили бы нам создать визуальные образы ушедшей эпохи.

Это тем более удивительно, что сама традиция альбомного импровизационного рисунка в русской дворянской среде имела широкое распространение. Владение хотя бы начальными х удожеств ен н ы м и на в ы к а м и, как правило, входило в перечень обязательных для дворянина дисциплин, определяющих минимальный уровень просвещенности. Молодой человек, вращаясь в обществе, как правило, вступал в сложную романтическую игру, в которой значение оригинальных записей и рисунков на страницах девичьих альбомов трудно переоценить. Оставаясь наедине с собой, он доверял свои мысли и мечты дневнику или альбому, нередко иллюстрируя текст. Старательное отмежевание дворянства от профессиональной, «ремесленной» живописи в начале XIX в. выдвигало на передовую позицию дилетантизм, как основной подход к искусству7. Мы едва ли можем сетовать на подобное положение вещей, так как для исследователя исторических реалий произведения дилетантов, свободные от художественных законов и традиций, зачастую предоставляют более ценную фактическую информацию. Собственно, здесь и не приходится проявлять излишнюю разборчивость, так как известно всего несколько русских изобразительных источников по истории войны, созданных непосредственно во время боевых действий.

Конечно, далеко не каждый из нескольких тысяч боевых офицеров находил время для фиксирования своих наблюдения в изо-
бразительной форме, и все-таки мы считаем излишне пессимистичной версию, что такие случаи были единичными. Косвенные подтверждения такой уверенности встречаются в письменных источниках. Даже среди весьма небогатого массива архивных данных, касающихся материального окружения военных чиновников, автору удалось найти интересное упоминание о поощрении художественных наклонностей. В ведомости 35-го егерского полка «О искупленных в Москве вещах из отпущенной из комиссии Московского Комиссариатского депо на полк жалованной суммы для Господ штаб и обер офицеров», датируемой апрелем 1813 г., содержится информация о «вещевом поощрении» 21 офицера, среди которых только двое озаботились о своем духовном развитии: штабс-капитан Мельгунов 2-й получил воинский устав за 4 рубля, а прапорщик Племянников 1-й  краски на 15 рублей и «кисти рисовальные» на 2 рубля 50 копеек1. Быть может, где-нибудь в архиве, музейном фонде или в частном собрании будущих исследователей ожидают потрепанные альбомы с походными зарисовками художника 14-го класса Племянникова?

Гак, в фондах Государственной публичной Исторической библиотеки хранится малопримечательная тетрадь, которая, судя по пометкам и штампам, в 1941 г. была закуплена для библиотеки по цене 100 рублей в букинистическом отделе книжного магазина издательства «Советский писатель». Слегка потрепанные страницы тетради содержат один из наиболее замечательных источников по истории войны 1812-1813 гг., сочетающий обстоятельные дневниковые записи и рисунки участника событий  младшего офицера 9-й роты Лейб-Гвардии Семеновского полка Александра Васильевича Чичерина. Автор дневника, которому в 1813 г. должно было исполниться 20 лет, прошел курс обучения в Пажеском корпусе, состоял пажом, а затем камер-пажом при императорском дворе, в 1809 г. поступил на службу в Лейб-Гвардии Семеновский полк, в рядах которого проделал всю тяжелейшую кампанию 1812 г., получил смертельное ранение в Кульмском сражении 16 августа 1813 г. и был похоронен в Праге2. По свидетельству самого автора, только за время своей службы он успел заполнить дневниковыми записями и практически ежедневными рисунками две тетради, к сожалению, до сих пор не найденные, а 6 сентября 1812 г. начал новую тетрадь.

Сохранившийся дневник А.В. Чичерина представляет собой тетрадь из листов английской бумаги формата 238 * 192 мм с водяными знаками «Н W1LLMOTT 1808», с золотым обрезом в твердом темно-коричневом переплете с узкой золотой рамкой растительного орнамента (формат переплета 247 х 195 мм). На первой странице размещено заглавие «Journal commence le 6 Septembre 1812 an camp a Podolsk» («Дневник, начатый 6 сентября 1812 г. в лагере под Подольском») и подпись автора «Alexandre Tchitcherin» (Александр Чичерин). Всего в тетради насчитывалось 140 листов, но один из них позже был вырезан. Нумерация страниц в тетради, начатая со 2-го листа, выполнена самим автором, причем с ошибкой: после страницы 91 нумерация вновь начинается с номера 82. Таким образом, нумерация заканчивается на номере 267, последняя страница не пронумерована. Все надписи в дневнике сделаны на французском языке; почерк зачастую очень мелкий и малоразборчивый. Последняя запись, датированная 13 августа 1813 г., занимает верхнюю часть страницы 262.

Всего в дневнике был сделан 81 рисунок, один из них находился на вырезанном листе. Первые 17 рисунков выполнены чернилами, так как при отступлении из Москвы пропал весь багаж Чичерина, включая дневник и краски. Только в Вильно автор смог приобрести акварель, что и позволило ему в дальнейшем использовать акварельную технику, дополняя ее прорисовкой пером. Очевидно, один из чернильных рисунков (стр. 67) был раскрашен позднее. Для акварелей автор ввел дополнительиую ну мера ц и ю, крону ме р о в а в 56 изображений. С 29 июля нумерация рисунков прекратилась. Без номеров также остались две акварельные виньетки, выполненные ранее. 28 иллюстраций размещены на целых страницах; в этом случае оборот листа остается чистым. Остальные рисунки занимают только часть страницы. Многие рисунки имеют сопроводительные подписи.

Разнообразна жанровая принадлежность рисунков: среди них встречаются пейзажные, этнографические зарисовки и даже рисунок на мифологический сюжет. Для исследователя военной истории наибольший интерес, несомненно, представляют жанровые сценки, посвященные повседневной походной жизни одного из лучших полков русской пехоты. Самые характерные, на наш взгляд, рисунки мы и представим вниманию читателей, сопроводив их необходимыми комментариями. Несколько слов мы постараемся посвятить и каждому из непубли-куемых рисунков. Перевод подписей выполнен нами в тех случаях, когда надписи можно уверенно распознать. Географическое положение, а в ряде случаев и даты уточнены по полковым документам Лейб-Гвардии Семеновского полкаг' и по дневнику П.С. Пущина.

вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования