Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Русский военный костюм XVIII - начала XX века
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Русский военный костюм XVIII - начала XX века








К глубокому сожалению, альбом вышел только через пять лет после смерти автора. Естественно, что капитальное издание по сложной и малоизученной теме не обошлось в то время бел неточностей и опечаток. Сегодня о них не стоило бы и вспоминать, учитывая колоссальный вклад альбома в развитие интереса к истории военного костюма. Но повторение старых недоразумений в новых публикациях заставляет еще раз вернуться к теме ленинградского альбома.

В 2002 г. Государственный Русский музей опубликовал 2-й том своего каталога живописи, в который вошли несколько произведений из альбома 1988 г.2 Под К» 722 помешена картина Адольфа Иебенса «Смена караула лейб-гвардии Измайловского полка у
Зимнего дворца» (1850 т.)\ Данное определение основывалось на том, что по документам картина поступила в 1918 г. из музея л.-гв. Измайловского полка. С соответствующей подписью она неоднократно воспроизводи лась не только в России (см. напр.: «Вокруг Света». 2003. №• 6 или альбом «Санкт-11етер-бург. Портрет города и горожан*. С116.: I РМ, 2003. С. 1Н4.), но и за рубежом {«Tradition». 1988. S9 23).

Меж тем подпись картины опровергается красными клапанами на воротниках шинелей часовых. Еще 8 мая 1817 г. было установлено: «Как полки I и 2 I вардейских дивизий имеют одинаковые воротники ни шинелях, то для различия солдат, когда они бывают в шинелях, предписывается всем полкам 2 Гвардейской дивизии иметь на воротниках шинелей с каждой стороны от края к середине по I петлице из красного сукна, с медною на конц е пуго вицею... Дл и на кож дой пет л и 14 ы должна быть 1 вершок с четвертью, а ширина полвершка»*.
Таким образом, на картине не могут быть изображены солдаты л.-гв. Измайловского полка, входившего в 1-ю Гвардейскую дивизию и не имевшего петлиц на воротниках шинелей. В этом можно убедиться, взглянув на опубликованную рядом картину того же Иебенса «Солдатская бытовая сценка» (1849 г.). Эта картина находилась до 1918 г. в музее л.-гв. Измайловского полка, о чем свидетельствует надпись на обороте холста. На ней действительно изображены измайловцы, одетые в шинели без клапанов на воротнике.
На картине же 1850 г. показаны нижние чины 2-й Гвардейской дивизии, а именно -л.-гв. Гренадерского полка. Ошибка с определением картины была, видимо, допущена еще в 1918 г., когда ее приняли в музей как имущество л.-гв. Измайловского полка. Однако на обороте холста имеется надпись белой краской: «Грен. //. А& 3». Вместе с униформологическими признаками эта надпись свидетельствует, что до передачи в Русский музей данное произведение находилось, видимо, все-таки не у измайлонпев, а у лейб-гренадер.

Определение сюжета картины также не вполне точно. Понятие «смена караула» при Николае 1 подразумевало особую церемонию, проводившуюся под руководством офицеров один раз в день возле караульного дома (помещения} на специальной деревянной платформе. Картина Иебенса показывает другой момент гарнизонной службы - смену часового на наружном одиночном посту, проводившуюся обычно каждые 2 часа под надзором разводящею на часы унтер-офицера или ефрейтора. Под 374 в том же каталоге опубликован портрет гусарского офицера Николая Алексеевича Томилова (15JX.1814-25JV.I858), выполненный .Заболотским в 1837 г.5 В аннотации указано, что Томилов «изображен в мундире корнета Клястицого гусарского полка». Это определение, видимо, заимствовано из альбома 1988 г. Меж тем, еще в 1993 г. на страницах «Цейхгауза» №> 2 А.М.Горшман заметил, что в Клястицком полку кивера и выпушки на рейтузах были светло-синими, тог да как на портрете они красного цвета. И действительно, и Клястицком гусарском полку Н.А. Гомилов никогда не служил6. Из армейских же гусарских полков красные кивера и выпушки в 1837 г. имели Александрийский, Изюмский, Киевский и Сумский полки. Однако в Иаюмском полку доломаны были красною цвета, а офицерам Киевского полка все пуговицы, галуны и шнуры полагались золотые. В итоге остаются Александрийский и Сумский полки.

Бэтой ситуации А.М.Горшман предположи.!, что Томилов служил в Александрийском полку, имевшем доломаны и ментики черные. Видимо, в заблуждение его ввел темный цвет униформы на репродукции. Но следуем учитывать качество полиграфии , при котором данная иллюстрация оказалась явно затемненной. 1 (апример, серо-синие гусарские рейтузы тоже смотрятся на портрете как черные. На самом деле Н.А.Томилов с 30 ноября 1834 г. служил корнетом в Сумском |усарском полку, имевшем доломаны и ментики из серо-синего (фактически синего) сукна. 9 июля 1836 г. он был произведен в поручики и назначен полковым адъютантом7. К сожалению,служба этого блестящего молодою человека в кавалерии не задалась. Томилов поступил в пехоту и в 1840-х I г. долгое время командовал ротой л.-гв. Московского полка. Но и здесь он военной карьеры не сделал. 6 января 1850 г., будучи капитаном i вардии, Томилов вышел в отставку по болезни с чином полковника.




вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования