Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Реестровые казаки Богдана Хмельницкого
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





интим знакомства онлайн минск.

Реестровые казаки Богдана Хмельницкого







По истории украинского казачества написано много книг, картин, снято кинофильмов, и в результате, как ни прискорбно, накопилось огромное количество штампов и «театрально-шароварных» стереотипов. Несмотря на заинтересованность темой украинского казачества эпохи Богдана Хмельницкого, наш читатель отнюдь не избалован исторически достоверными публикациями. Комплексного исследования с изучением всего корпуса известных источников по внешнему виду и вооружению казаков пока не проводилось, а немногочисленные книги и публикации рассматривают узкие, ограниченные рамками конкретных исследований вопросы; многие работы грешат различными ошибками, искажающими реальный образ казаков, их одежду и снаряжение. Вольная интерпретация видов одежды, отдельных её конструктивных элементов и снаряжения, анахронично переносимых из других, более поздних эпох, в середину XVII в., стала привычной реальностью. Реестровые казаки являлись частью запорожского казачества, которая была принята на воинскую службу Речи Посполитой и записана в специальные списки  реестры. В отличие от остальных казаков, они получали некоторые привилегии: освобождение от налогов, владение землёй, самоуправление и выборы старшины; имели своё знамя и иные регалии. Реестровым казакам назначалась плата за службу.



Для максимально близкой реконструкции внешнего облика реестрового казака эпохи восстания 1648-1657 гг., его одежды, вооружения, снаряжения, мы воспользуемся известными опубликованными описаниями, воспоминаниями современников, материалами судебных актов, описями имущества, изображениями казаков на картушах географических карт, комплексах печатей Войска Запорожского, археологическими находками и материалами музейных коллекций.

Также следует прояснить некоторые косвенные моменты, во многом влияющие на реконструкцию образа реестрового казака. Существует мнение о том, что реестровые казаки регулярно получали от польского правительства и короля плату за службу в деньгах и сукнах. Сукно это было хорошего качества, из этого дорогого сукна они шили одинаковую, сословную одежду. Однако это утверждение не соответствует действительности. Известно всего несколько достоверных фактов получения заслуженной платы, и то с опозданием в несколько лет, и всего одна или две «дачи сукон»1. В 1619 г. польское правительство постановило «больше казакам за службу поставов каразеи не выдавать, а давать деньгами»2. Поскольку даже теоретически не было возможности получить партии сукна одного цвета, то и говорить о какой-либо униформированности не приходится. Каждый казак одевался и снаряжался за свой счёт, носил ту одежду, которую считал нужной и удобной, большая часть казаков одевалась согласно традиции (об этом ниже). Несомненно, некоторые казаки одевались в стиле военизированной моды Речи Посполитой.Теперь же уместно сказать о «сословии» и сословной одежде. В Речи Посполитой не существовало казацкого сословия с чётким юридическим статусом. И эта правовая неопределенность была одной из причин бесконечных восстаний казачества. Последнее никак не могло урегулировать своё положение в социальной структуре «Республики двух народов», пыталось добиться прав и больших привилегий. Однако с каждым неудачным восстанием эти привилегии только урезались и даже ещё более нарушались. Свои очевидные права в пределах государства Хмельницкого («Гетманщины») казачество получило лишь после закрепления де-юре тех социальных отношений, которые сформировались де-факто в ходе восстания к середине 1650-х гг. И даже после этого у нас нет документов, касающихся единообразия и «визуальной сословности» одежды казачьих реестровых полков.

Так что в рассматриваемый период достоверно не приходится говорить и о «становой» («стан»  сословие) одежде у реестровых казаков. Источники свидетельствуют, что основным препятствием для приобретения «должного внешнего вида» реестровыми казаками являлась регулярная невыплата жалования. Это принуждало казаков к грабежам и походам на Крым, морским походам к берегам Турции. Прекрасной иллюстрацией сложившейся ситуации служат грабежи имений Адама Киселя, каштеляна Черниговского, совершённые казаками в 1645 г. совместно с польской «драгунией», также не получившей своевременно «жолд» (плату).


Непосредственно перед восстанием под руководством Б. Хмельницкого реестровые казаки не получили жалования ни много ни мало за пять лет4, что явилось дополнительным поводом к восстанию Сечи и дальнейшему переходу реестровых казаков на сторону восставших сечевиков-запорожцев. Во время ведения боевых действий существовала ещё одна возможность  контрибуция. Однако документов, подтверждающих получение реестровцами сукон путём контрибуции, нет. Такие документы касаются казацкой старшйны и категории войсковых слуг (к ним относились пушкари, канцеляристы, литаврщики).И всё же некое подобие одинаковости в одежде существовало, но вызвано это было несколько иными причинами. Для того чтобы собрать мозаику из разнородных источников, рассмотрим, как выглядели казаки в глазах современников, какую одежду они носили десятилетия перед началом восстания. Исходя из документов, можно уверенно утверждать, что в XVII в. один или два раза казаки получили сукно, но какого цвета и сорта  неизвестно. Можно лишь предположить, что оно было серого или белого (некрашеное) и в меньшей вероятности синего цветов, грубой каразеей  по аналогии с венгерской пехотой Речи Посполитой. Задержки жалования и невозможность уйти в морские походы или в поход на татар побуждают казаков вновь прибегать к грабежам; казаки отбирают у крестьян сермяги (свиты), кожухи, ермяки, убране (штаны), шапки. Не удивительно, что казаков видят в рубахах, штанах и свитках. Г. Боплан описывает казаков в 1630-е гг. в сорочках-рубахах, шароварах и жупанах, изготовленных из грубого сукна5.

В мемуарах есть примеры того, во что одеты «старинные казаки», носители запорожских традиций и ценностей; они намеренно носили простую одежду, серые (разных оттенков), грубого сукна жупаны и сермяги, причём подобным образом была одета и старшина. Так, например, описан новоизбранный в 1622 г. гетман О. Голуб, который носил, как и всё его окружение, простые серые сермяги6. Можно предположить, что намеренный отказ от дорогой одежды в пользу простых сермяг был проявлением созданной специфической субкультуры корпорации профессиональных воинов-казаков.Такие же впечатления об одежде казаков присутствуют и в описаниях венецианца Альберта Вимина10. Как он свидетельствует, во время войны казаки одеваются очень просто. Например, в 1633 г., во время войны с Московским государством, ксёндз Колуц-кий, записывая свои впечатления, отмечает, что основная масса казаков  в серых одеждах (жупанах, свитах  сермягах), редко кто в синем и красном (вероятно, кто-то из старшины, сотников, куренных)11. Речь в заметках идёт о прибытии казаков под Смоленск, в польскую армию 17 сентября 1633 г.: было ещё достаточно тепло, казаки переплывали голыми реку, брали пленных.

Логично, что именно синего цвета жупан, как у представителя старшины, виден на убитом полковнике Кричевском на гобелене, изображающем Лоевскую битву 1649 г. Так же и казак, изображённый на карте Украины Г.Л. де Боплана 1639 г., хранящейся в военном архиве Швеции, одет в синего цвета жупан: вероятно, это его выходная праздничная одежда. Во время войны, в 1648-1657 гг., основную массу простых казаков видят в белых сермягах и жупанах. Примечательно, что белый цвет казачьей одежды нашёл отражение в многочисленных записках их противников  польских шляхтичей: в письмах встречаются такие метафоры, как «поле забелело» от павших казаков или «забелело поле их трупом»13. Одетых в белое казаков отметил литовский обозный С. Осинский14. В 1651 г. в белых жупанах или сермягах видят Стародубский полк «eci на добрих конях, у бглих сермягах» («все на хороших конях, в белых сермягах».). В битве под Корсунем одетых в белое казаков наблюдает мушкетёр польской армии.Белый сермяжный жупан упоминается в числе украденного польскими солдатами имущества.Во время относительного военного затишья, шагая на свадьбу Тимоша Хмельницкого, сына Богдана, казаки в его войске не слишком озабочены своей внешностью и одеждой: их описывают как ужасно оборванных, но хорошо вооружённых18. Благодаря творчеству придворного художника литовского гетмана Я. Радзивилла А. ван Вестерфельда, можно увидеть, что казаки ходили в коротких, чуть ниже колена жупанах или сермягах. Замечу, что короткий жупан (или сермяга) гораздо удобнее в носке, чем длинный суконный, это было проверено на практике во время проведения реконструк-торских мероприятий. В коротком, из грубого сукна, недорогом жупане воевать удобно и практично, учитывая характер военных действий, таких как регулярное окапывание лагеря, война в окопах, стрельба под возами, разведка.

В 1655 г. Б. Хмельницкий объявляет Универсал от 26 ноября, в котором сказано, чтобы казаки не отбирали у киевских мещан сапог и чулок19. Видимо, эти вещи были востребованы в войске.В начале 60-х годов XVII в., после окончания восстания, ситуация с одеждой среди казацкой «черни», то есть простых, рядовых казаков, не слишком меняется. В 1663 г. в Нежине на избрании гетмана между сторонниками Брюховецкого, Сомко и Золо-торенка началась драка. Рядовые казаки бились со старшиной, и старшина, чтобы остаться живыми, меняли дорогие кармазиновые жупаны на простые сермяжные: «Старшина, казаки значние, яко змогучы, таились, где кто могл, жупаны кармазино-вии на сермяги меняли».Бельё  рубаха, которая застегивалась на крючки и полотняные порты. Бельё делалось из полотна разных сортов: от домотканого льна до привозного.Поверх портов надевали штаны (убра-не) различных форм и качества материала. Штаны шили из полотна, домотканого сермяжного сукна, привозного цветного сукна, хлопчатобумажных тканей. Например, в источниках встречаются: «портт лунсте time, nopmKi time Kapa3ieeue21, красние кумачние штани»22. В середине XVII в. штаны-шаровары не были такими широкими, как в более поздний период.Чулки, которые остались в гардеробе ещё со времён Киевской Руси, шились из домотканого полотна, льна или сукна.Поверх рубахи надевали жупаны или сермяги. Они подвязывались тканым суконным поясом, концы которого выворачивали сзади по бокам. Поверх пояса тканого надевали кожаный: с кованой железной пряжкой у простых казаков и литой у более зажиточных.

В середине XVII в. казаки носили жупаны длинные или короткие по колено, как на рисунках ван Вестерфельда, однобортные, в талию, с цельнокроеной спинкой, небольшим воротником-стойкой, с запахом на левую сторону, изредка на правую. Для придания полам жупана трапециевидной формы, если не позволяла ширина ткани, в бока вшивались клинья и дотачивались углы на полах. Рукава широкие в плечах, длинные и сужающиеся к запястью. Окончание рукава часто оформлялось в виде мысика и реже фигурным отворотом (закарвашем) в форме т.н. «собачьего уха». Рукав застёгивался на пуговицы или крючки. Жупаны застёгивались на пуговицы из кручёного шнура, паяные и литые латунные, свинцовые, реже серебряные. Многие жупаны обшивались по месту сшива верхней ткани и подкладки шнуром. В этот же шнур на груди и рукавах вставлялись (ушком) пуговицы. С противоположной стороны нашивались петли. Существовали и иные варианты крепления: например, пуговицы нашивались на самые края борта, а петли вставлялись в пробитые дырочки на лицевой ткани24. Изготовлялись казацкие жупаны из домотканого сермяжного сукна белого, серого и коричневого цветов; в иконографии встречаются грязно-жёлтые и зелёные оттенки. Такие жупаны видно на изображении казаков на иконе «Мария с житием», а также на турецкой миниатюре, изображающей казаков на лодках-чайках, которая хранится в Британской библиотеке. Коричневого цвета жупан или сермяга видны на пленном казаке, изображённом на хранящемся в Кракове гобелене «Битва под Ло-евом». В своём труде, посвящённом одежде польской пехоты, 3. Стефанская пишет о сорте так называемого сукна хлопского, изготовляемого в Черске, и этим сортом является грубая каразея. Этот сорт ткани и шёл на одежду польской пехоты  гайдуков, а также на казацкую пехоту.

Не пренебрегали серо-белыми сукнами почтенные и степенные представители украинского общества, например, член Стародуб-ского магистрата уже много позже окончания освободительной войны носил «жупан суконный шаргй, кгузиков до того сребних 13» («жупан суконный серый, к нему 13 пуговиц серебряных». )Шили жупаны и из киндячной (хлопчатобумажной набивной) ткани: в актах упоминают лазоревый киндячный кафтан, кин-дячный кафтан в крапивный цвет27. .Жупаны также шили из различных дорогих тканей  на праздники. Стоит остановиться на цветовой гамме сукон и её значении. Красные, синие, зелёные, жёлтые цвета символизировали достаток и благородность владельца. Такой жупан берегли, ведь стоимость его во много раз превышала стоимость жупана, пошитого из простой сермяжной ткани.Во время траура, погребальных церемоний и во время поста носили жупаны из чёрного сукна28. Наряду с суконными шили жупаны стёганые29, с хлопком или шерстью внутри. Такие жупаны могли изготавливаться из сукна, недорогих киндячных тканей, различных сортов шёлка.Сермяга  народный кафтан, в общих чертах похож по крою на жупан, с небольшим воротником, с клиньями по бокам, отрезной по линии талии, застёгивался на левую сторону. Шились сермяги из разного цвета (белого, серого и коричневого) домотканого сукна (цвет некрашеной шерсти) без подкладки. На сермягах, реже жупанах, могло и не быть пуговиц, в этом случае они застёгивались на крючки, иногда место пришивки крючков закрывалось нашитой тесьмой. Ещё одно р
аспространённое заблуждение касается формы воротника: на жупане не делали отложного воротника, он всегда пришивался стоечкой.

Верхняя тёплая одежда казаков, надеваемая на жупан или свиту-сермягу, состояла из следующих видов: гермяка (ярмяка), опан-чи, ферязи, делии, манты, катанки, копеняка, вильчуры- бурки.Наравне с опанчой (суконным плащом) популярны были у казаков разных фасонов суконные делии30. Делия была популярна в военной среде в разных вариантах кроя  с короткими и длинными рукавами, длинной или короткой по колено. Иногда делии (как опанчи и катанки) украшались цветными петлицами из тканой тесьмы. У старшины такие петлицы могли быть из плетёного серебряного или золотого галуна. Застёгивалась делия на пуговицы и шнуры. Шили верхнюю тёплую одежду из тканей различных сортов в сочетании с мехами, у старшины  из ткани и меха высших сортов.

Гермяк, ярмяк — тёплая верхняя одежда, с меховым воротником и пуговицами по пояс, иногда декорировалась петлицами из тесьмы.

Опанча — суконный плащ с воротником, из сукна или меха, мог иметь подкладку из кожи или недорогой ткани33.

Сукман — грубошёрстная длинная верхняя одежда с длинными рукавами, сплошной кроеной спинкой и клиньями по бокам.

Ферязь — плащ с широкими рукавами, с пуговицами и петлями.

Однорядка (такого же типа, как ярмяк) — тип кафтана с меховым воротником и длинными рукавами, подбит мехом.

Дулама — короткий суконный плащ-накидка венгерского типа, иногда подбит мехом.

Копеняк — широкий суконный, валяный плащ с рукавами, подшивался киром34.

Емурлук — дождевой плащ с капюшоном.

Катанка — разновидность короткой, белой или серой сермяги, возможно, окрашенной.

Вильчура — лохматая шерстяная бурка.


Необходимо особо остановиться на распространённой иллюзии относительно кунтушей. Казаки в описываемый период, вероятнее всего, не носили этот вид одежды. Кунтуши требовали большого расхода дорогой ткани  подкладка зачастую была шелковой, следовательно, возрастала и цена. Кунтуши стали популярны в шляхетской среде в 1640-х гг.36 Попадая в руки казаков в качестве трофея, кунтуш, скорее всего, отправлялся в руки перекупщиков или в шинок в качестве оплаты обильного угощения. В описываемый период кунтуши ещё не приобрели известные разрезы на рукавах. Именно такого типа, более характерного для середины XVII в., кунтуш из красного сукна находится в Стокгольме в Королевской оружейной палате (Livrustkammaren). Считается, что это нарвский трофей 1700 г.37 Он очень похож на те, что изображены на рельефных композициях «Шляхтич и смерть» из костёла в Тарлове (Польша). Польские исследователи считают нарвский трофей более ранним и датируют его примерно 1655-1660 гг.38Реестровые казаки, как правило, передвигались в конном строю, а перед боем спешивались и воевали в пешем строю. Реконструкция конского снаряжения, и снаряжения казака, по находкам на месте битвы под Берестечком. Способ крепления и транспортировки мушкета в чехле, по рельефу, на саркофаге гетмана С. Жолкевского в г. Жовква (Украина)




вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования