Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Первый морской штурвал
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Первый морской штурвал




Если судном невозможно управлять - никакого мореходства быть не может. Прежде всего, без крепкого надежного руля нельзя было даже задумывать дальние плавания и нельзя было маневрировать в бою. Но человечество всегда мечтало о путешествиях за горизонт, следовательно, штурвал был необходим.Известно, как выглядели корабли VIII, IX и X веков. Плавали тогда преимущественно вдоль берега. Вместо карт использовали так называемую Пейтин-герову таблицу - своеобразную «дорожную номенклатуру», списки населенных пунктов и портов.Плыть через океаны - об этом даже не мечтали, корабли не были к этому приспособлены, не имелось навигационных приборов и карт. Однако со временем стали уходить в море, удаляясь от берегов.


Морскую карту, вернее, указатель фарватеров, впервые применили в 1270 году; потом их становилось все больше, и в XIV веке моряки уже регулярно пользовались картами.В том числе и военные моряки.Отнюдь не всякое изготовленное руками человека плавсредство можетвыйти в открытое море. Вернее, выйти-то оно может, но вот вернется ли обратно?! Корпус должен выдержать удары волн, мачты - не сломаться от ветра..Что такое деревянный корабль? Детали шпангоутов и другие криволинейные элементы тщательно обработаны. Корпус обшит досками в несколько слоев. Деревянные детали скреплены при помощи дубовых или буковых нагелей, толстых деревянных гвоздей. Стыки между досками, щели и зазоры для защиты от попадания воды проконопачены. И все равно, корабль - хрупкое сооружение! Его беречь надо! Чуть что - и протек, можно потонуть.Однако в приключенческих романах о былых морских походах то и дело пишут о таранах! Будто капитан, увидев на горизонте вражеское судно, первым делом мчался на него и протыкал своим подводным «носом», форштевнем, или (если романист вообще ничего в мореходстве не понимает) -бушпритом.Об этом повествуют не только в романах, но даже в текстах, которые считаются историческими. Но можно ли им верить? Если верить, то получается, что в античности греки на галерах то и дело таранили друг друга, а потом - в Средневековье - никаких таранов: корабли (такие же точно галеры) сближаются, зацепляются баграми, и начинается простая, без затей рубка саблями.Берем битвы XIV века: никаких маневров, никаких таранов. Смотрим на морские битвы XV-XVII веков. То же самое! Разве что с появлением аркебуз и Фальконетов, прежде чем махать саблями, вояки обстреливали противника.

Первый документально зафиксированный таран совершил в 1862 году во время Гражданской войны в США броненосец конфедератов «Вирджиния», проткнув борт шлюпа «Камберленд» шипом, прикрепленным к деревянному форштевню корабля. Шип отломился, «Камберленд» мгновенно потоп, а «Вирджиния», хоть и была она деревянная, обита железом, бой продолжать не смогла: открылась неустранимая течь и пришлось быстренько идти к берегу на ремонт.Опыт показывает, что знаменитые античные тараны - всего лишь миф. Для деревянного корабля, будь он весельным или парусным, совершение тарана смертельно.Однако обратим внимание и на то, что средневековые корабли не только никогда никого не таранили, но вообще не совершали маневров. Дело в том, что для маневрирования среди волн требуется надежное управление судном, а его-то очень долго и не было.

С исторически достоверных времен  с VIII-IX веков и до конца XVII столетия   военный и торговый флот состоял в основном из весельных галер и других гребных судов. У галеры по каждому борту располагался ряд весел, каждое длиной до 15 метров и весом 250-300 кг. Таким тяжелым веслом гребли 6-9 человек, держась за специальные скобы на вальке весла. Во время работы гребцы отнюдь не сидели, а ходили туда-сюда в соответствии с тактом каждого гребка. Темп задавался до 22 гребков в минуту.Рулем на этих судах служило обычное гребное весло, но закрепленное на корме. Если требовалось повернуть  судно, рулевой опускал его в воду и, упираясь, что было мочи, поворачивал его. Почти так же, с помощью широколопастного короткого весла, управлял своей пирогой сидевший на корме дикарь. Иногда на больших кораблях по обеим сторонам кормы устанавливали два широких весла и опускали одно из них в воду с той стороны, в которую хотели повернуть судно.Руль устанавливали под водой на такой глубине, что он был укрыт от действия волн, в силу чего его можно было делать в несколько раз больше по площади, чем лопасть весла. Это позволило строить крупные корабли; стало возможным плавание в море против ветра. В итоге за период с XIII по XV век мореплавание развилось больше, чем за весь прошлый период. Особенно быстро шла эволюция парусного флота. Парусники пошли в море, а спустя два-три столетия после появления в Европе современного рулевого управления (хотя пока еще и без штурвального колеса) им удалось пересечь Атлантический океан.В начале XVIII века руль был усовершенствован: появилось штурвальное колесо...




вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования