Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Один день в Таллине
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Один день в Таллине





Булыжные мостовые усыпаны опадающей листвой. Ратуша взметнула шпиль в высветленное северное небо, и знаменитый Старый Томас  флюгер на ее верхушке  плывет в прозрачном осеннем воздухе. Аккуратные домики по краям Ратушной площади словно из макета немецкой железной дороги, что так восхищали в детстве пластмассовыми цветочными ящичками на окошках. Я вдруг испытываю странное ощущение: я как будто Гулливер в стране лилипутов. Или взрослый, который прилег отдохнуть на кроватке в детской  ноги свисают, руки не помещаются и болтаются по бокам. Ощущение несоразмерности окружающего преследует меня в Городском музее Таллина. Рассматриваю дом купца  макет жилища XVI века: аккуратная лестница, миниатюрные сундуки и склянки на маленьком чердаке. А вот интерьеры дома XIX века, тоже в миниатюре.

Чувство несоразмерности не покидает меня, пока я иду вдоль стены городского укрепления в поисках доминиканского монастыря. Мрачные стены из моего детства оказываются совсем не гигантскими, а башенки уменьшаются на глазах. Поднимаюсь на городское укрепление. Подо мной множество красных крыш в зелени деревьев. Кое-где зелень уже сменилась осенней желтизной. Оглядываюсь: я внутри макета. Главное не размахивать руками, чтобы не снести пару-тройку окрестных крыш. Мимо Дома Черноголовых, где некогда собирались члены одноименного братства, покровителем которого считался североафриканский святой Маврикий, а сегодня дают концерты классической музыки, спускаюсь под горку к северным воротам Старого города. Город обступил меня плотным кольцом. «Толстая Маргарита»  приземистая, крепкая башенка, беззвучно выпускает меня из Средневековья, а таллинская машина времени незамедлительно переносит в XX век. Передо мной толпятся портовые сооружения. Часть сохранила свое первоначальное предназначение. Некоторые переделаны в отели и офисы. Портовый терминал рядом похож на аэропорт. На табло расписание рейсов. Но это не самолеты  паромы. Хочу посмотреть, как причалит один из лайнеров, но ближайший через пару часов. Открываю карту, чтобы понять, куда идти дальше. «Русалка»  путеводитель словно бы предлагает погружение в очередную сказку. Нет уж, хватит, а то у меня начнется клаустрофобия. Взгляд упирается в большое зеленое пятно на карте города. Кадриорг  самый большой парк Таллина. Гулливер во мне говорит, что я смогу туда добраться быстро. Надеюсь, мне хватит там места.

«В самом центре Кадриорга есть небольшой затененный пруд. Его огибают широкие липовые аллеи. Ручные белки прыгают в траве. У берега плавают черные лебеди. Как они сюда попали, неизвестно. Зато всем известно, что эстонцы любят животных. Кто-то построил для лебедей маленькую фанерную будку. Посетители Кадриорга бросают им хлеб...»  это, пожалуй, одно из самых подробных описаний таллинской природы, встречающееся у Сергея Довлатова. Он прожил в Таллине два с половиной года. С городом у него связано много разных историй. Но эпитетов город у него заслужил немного, а зарисовок и того меньше. Парку Кадриорг повезло. В 1714 году, через четыре года после вхождения Таллина в состав Российской империи, Петр I приобрел здесь поместье на берегу Балтийского моря и вознамерился построить себе летнюю резиденцию. Поместье получило название Екатериненталь в честь жены императора. Домик, в котором Петр ожидал завершения постройки дворца Кадриорг, сейчас отдан под музей. На первом этаже небольшого двухэтажного строения с четырехскатной крышей  гостиная и спальня. На окне макет парусника (и здесь я Гулливер). Поднимаюсь на второй этаж: в мансарде  столовая, кухонька, чулан и погреб. В обстановке дома ничего лишнего. Но бархат и парча, массивная мебель. Завершенный в 1725 году дворец Кадриорг был построен итальянским архитектором Никколо Микетти в стиле итальянской виллы. Дворец расположен в отдалении от Домика Петра. Между дворцом и домиком в 1938 году появилось еще одно здание, стилистически встроенное в архитектуру парка,  резиденция президента Эстонии. Во дворце же в настоящее время размещен филиал Эстонского художественного музея. Но мне не хочется в музей.

По красной дорожке между многоцветных клумб самой разной формы и уже не работающих осенних фонтанов огибаю дворец и оказываюсь на широкой парковой аллее. Впереди поблескивает гладь пруда. Того самого, воспетого Довлатовым. На воде покачиваются лебеди. Аккуратно сложив грациозные шеи, птицы застыли на зеркальной глади. Маленький мальчик ловким движением вырывает ладошку из руки женщины на берегу и устремляется к воде. Инстинктивно делаю шаг за ним. Но останавливаюсь, видя спокойствие матери. Ребенок достает из кармана хлебные крошки и кидает. Лебеди разворачивают шеи и медленно, нерешительно начинают движение в направлении корма. В центре пруда возвышается беседка. Забавное место уединения для тех, кто сможет добраться до нее на лодке. Вспоминаю, что мне надо успеть в порт к парому, и ускоряю шаг. Миную японский сад  новшество, которому нет и года. Японский ландшафтный дизайнер Macao Сонэ спроектировал на шести гектарах посадки в самом что ни на есть традиционалистском японском духе: 868 рододендронов и азалий и 5000 ирисов.

Углубляюсь в аллеи парка. Гул в кронах деревьев то усиливается, то стихает. Дорожки тянутся и разветвляются в разные стороны и под разными углами, словно норовят выбежать из-под ног. Внезапно ловлю себя на мысли, что я уменьшаюсь. С каждым шагом я становлюсь на сантиметр ниже. Руки больше не цепляются за крыши, а голова не подпирает низковатое северное небо. Останавливаюсь и делаю глубокий вдох. Вдали на каменном постаменте возвышается крылатая фигура. Таллинская «Русалка» не поет песен и не грустит у воды. И сказки тут ни при чем. Этот монумент  дань памяти 177 русским матросам и офицерам, погибшим во время крушения броненосца «Русалка» у балтийских берегов в 1893 году. Крылатая фигура с православным крестом парит над парком. Еще раз прислушиваюсь к своим ощущениям. Пропорции в порядке. Ангел далеко вверху, а я больше не Гулливер.

Дверь в здание порта я открываю в тот момент, когда со стороны моря к причалу подходит паром Хельсинки Таллин. Стены здесь стеклянные, так что я могу наблюдать весь процесс швартовки и разгрузки. Судно застывает напротив меня. Шлюзы в нижней части корпуса разъезжаются, и изнутри один за другим вереницей выползают огромные грузовые трейлеры. Следом наступает черед легковых автомобилей. Они выскакивают по очереди на причал и быстро ретируются с места действия. Поток долго не иссякает. Наконец последняя машина покидает трюм. Из парома начинают выходитьпассажиры. Почему-то в голове вертится детское «Робин Бобин Барабек / Скушал сорок человек, / И корову, и быка, / И кривого мясника, / И телегу, и дугу, / И метлу, и кочергу, / Скушал церковь, скушал дом, / И кузницу с кузнецом...» Пристань пустеет. Паром опустошил свои внутренности, а я, пока наблюдала за этим огромным монстром, судя по всему, окончательно излечилась от внезапно охватившей меня поутру гигантомании.

Уже знакомыми улочками Старого города поднимаюсь на холм Тоомпеа. Моя цель  собор Пресвятой Девы Марии. Вокруг расположенного в нем органа выросло огромное количество легенд. Под сводами собора плывут звуки. Они тащат вверх и не дают спокойно сидеть на месте. Кажется, все твое существо сейчас устремится за ними. Собор гудит и будто покачивается всей своей каменной махиной. Но вот звуки умолкли. Слушатели неспешно, словно бы еще под воздействием органа, тянутся к выходу. С обзорной площадки Паткули на холме Тоомпеа вглядываюсь в городскую панораму. Крыши, крыши, крыши. Заостренные башни соборов. Город растекается огнями, которым не видно конца. Выше других в ночном небе торчит шпиль церкви Олевисте  построенная в начале XVI века, она долгое время считалась самым высоким зданием в мире. Гигантов в Таллине и без меня хватает.




вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования