Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Одесская специальная сводно-морская рота 1886 г.
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Одесская специальная сводно-морская рота 1886 г.





Летом 1886 г. и Одессе была создана специальная сводно-морская рота для подготовки сухопутных частей к десантным операциям. Ежегодно из войск округа в нее назначались офицеры и солдаты, проходившие обучение в июне - августе. В начале сентября роту распускали, а ее личный состав возвращался по своим частям до следующего года. Целью обучения, как отмечалось в документах о ее создании, являлась подготовка личного состава «на посадку и высадку с судов, умения... двигаться по трапам с полным боевым снаряжением, умения пользоваться веслами, выдерживать морское плавание и быстро пересаживаться с кораблей и транспортов на высадочные средства»'.Одесская сводно-морская рота, несмотря на свой сезонный статус, 18 лет являлась главным тренировочным центром на Черном море. Первоначально роту курировали моряки, предоставлявшие для занятий катера и боты. Но вскоре военное ведомство завело в Одессе свои десантные суда, при которых находилась небольшая постоянная команда. На ее базе была организована школа машинистов, готовившая специалистов для управления паровыми и моторными катерами. о временем выявилась необходимость более серьезной подготовки флота и армии к десантным операциям. В связи с этим 1 июля 1904 г. Военный Совет предложил создать в Одессе вместо сезонной сводно-морской роты постоянный морской батальон. 4 августа 1904 г. штат и положение о батальоне были утверждены императором и объявлены приказом по военному ведомству от 8 августа 1904 г..


Николай II по докладу Морского министра вице-адмирала А.А. Бирилева утвердил рисунок кормового флага для судов батальона3. 20 апреля 1906 г. император также установил годовой праздник Одесского морского батальона 5 октября, день памяти Св. Алексия, митрополита Московского.Особое внимание уделялось комплектованию батальона. Новобранцы назначались в него «на основаниях, установленных для специальных войск, из жителей местностей, прилегающих к морям или большим озерам, грамотные, знающие слесарное, кузнечное и токарное по металлу мастерства или машинное дело, или подготовленные в технических школах». В батальоне они проходили дополнительное обучение. Нижние чины, успешно окончившие курс школы и назначенные затем рулевыми, электротехниками или машинистами, получали «право на ношение соответствующего знака на левом рукаве мундира и шинели» . Квалификация специалистов батальона была настолько высокой, что в 1909-1911 гг. в своих мастерских они построили 20 аэропланов.

Офицеры в батальон также подбирались особо, в том числе из состава прежней Одесской сводно-морской роты. Первым командиром батальона II сентября 1904 г. стал полковник Александр Александрович Есау лов, окончивший в свое время Морское училище, Николаевскую морскую академию и Офицерскую стрелковую школу. Прослужив 13 лет на флоте, Есаулов лишь в 1890 г. перешел в сухопутные войска. Его морской опыт и знания очень пригодились при формировании новой части. Помощником Есау-лова стал подполковник В.И. Набоков, продолживший подготовку военных техников, начатую в роте, а также принявший руководство разнообразным хозяйством. 1-го гребную роту возглавил прежний командир Одесской сводно-морской роты капитан Х.Ф. Стаматьев. Специфика службы батальона предопределила преемственность его кадров. Когда 6 февраля 1906 г. А.А. Есаулов получил повышение и принял командование пехотным полком, командующим батальоном 9 марта 1906 г. назначили В.И. Набокова. Его помощником стал подполковник Х.Ф. Стаматьев5. 21 июня 1907 г. Набокова произвели в полковники и окончательно утвердили в должности командира. Под его руководством батальон служил следующие 10 лет.

Однако вскоре военные круги охладели к идее Босфорского десанта, для подготовки к которому, собственно, и создавался батальон. Десантная подготовка на Черном море была значительно сокращена и все больше замыкалась в рамках Одесского морского батальона. К началу 1914 г. он насчитывал 2 штаб- и 9 обер-офицеров, 1 старшего врача, 1 чиновника-делоироизводителя, 272 строевых и 13 нестроевых нижних чинов. Для участия в летних десантных маневрах батальон готовил 2 моторных, 6 паровых, 20 гребных катеров и 18 ботов*’. Но в связи с обострением внешнеполитической ситуации 19 июля 1914 г. маневры отменили. С началом I Мировой войны морской батальон оставался в Одессе, числясь в составе 7-й армии. Но поскольку Турция, вопреки ожиданиям, не присоединилась сразу к Германии и Австро-Венгрии, идея десанта на Босфор оказалась отодвинута более актуальными задачами. С развитием боевых операций в Польше возник острый дефицит в речных средствах для действия на Висле и прилегающих реках. 19 сентября 1914 г. Одесский морской батальон выехал по железной дороге на Северо-Западный фронт. Сперва его назначили в 10-ю армию, но уже 5 октября главнокомандующий армиями фронта ге нерал Н.В. Рузский приказал отправить батальон через Новогеоргиевск вверх по Висле в состав 5-й армии для организации переправы южнее Варшавы у Гура-Кальвария. 7 октября батальон прибыл в Новогеоргиевск и к 10 октября разгрузил 2 моторных, 14 паровых, 35 гребных катеров и 38 десантных ботов. 11 октября 1 й эшелон батальона (15 катеров, 15 ботов, 15 гребных шлюпок и I бензиновая лодка) выступил по реке из Но-вогеоргиевска к Варшаве. На следующий день покинул крепость и 2-й эшелон (39 судов).

Однако разворачивавшаяся северо-за-паднее Новогеоргиевска 1-я армия тоже нуждалась в наведении и обеспечении переправ через Вислу для связи выдвинутого на левый берег реки у Влоцлавска 5-го Сибирского корпуса с основными силами. Данное направление стало приоритетным ввиду запланированного 30 октября стратегического наступления вглубь Германии. В связи с этим, едва Одесский батальон покинул Новогеоргиевск, как из штаба Верховного глав нокомандующего пришла телеграмма с требованием задержать 2-й эшелон. В результате уже 13 октября 2-й эшелон вернулся на трех буксирах из Варшавы обратно в Новогеоргиевск (поручик М.Константинов, 38 нижних чинов, 12 паровых и 23 гребных катера). 1-й эшелон под руководством полковника Набокова продолжил по просьбе начальника штаба армий Юго-Западного фронта генерала М.В. Алексеева движение по Висле через Ивангород к Юзефово в распоряжение 9-й армии.

Между тем, выдвинутое положение 5-го Сибирского корпуса, фактически изолированною на левом берегу Вислы, все больше беспокоило штаб Северо-Западного фронта. Чтобы упрочить его позиции, генерал Н.В. Рузский приказал 15 октября передать весь Одесский батальон в 1-ю армию. В связи с этим 1-му эшелону, прибывшему 25 октября в Ивангород, приказали срочно вернуться в Новогеоргиевск. Но Набоков смог 26 октября отправить обратно лишь часть своего отряда  штабс-капитана Г.М. Грекова, 33 нижних чина, 10 ботов, 1 моторный и 2 паровых катера. Остальные силы эшелона из-за отсутствия пароходов для буксировки вынуждены были еще две недели оставаться в Ивангороде. В это время батальон участвовал в работах на Висле, для чего ежедневно в распоряжение Набокова с 4 ноября назначались 200 ополченцев. Наконец, 12 ноября 1-й эшелон Одесского морского батальона выступил по реке из Ивангорода и 13 ноября пришел в Новогеоргиевск в составе 1 штаб- и 7 обер-офицеров, 1 старшего врача, 1 чиновника-делопроиз-водителя, 199 нижних чинов, 1 моторного и 10 гребных катеров, 27 ботов7.

Но собравшись после месяца скитаний в 1 (овогеор-гиевске, Одесский батальон фактически оказался не у дел. Хотя 1-я армия крайне нуждалась в речных средствах, использовать суда батальона не удалось. 30 октября началось Лодзинское сражение. Три корпуса 9-й германской армии обрушились на левобережный 5-й Сибирский корпус. Командующий 1-й армией ге нерал П.К. Ренненкамиф срочно двинул вперед 6-й Сибирский корпус, который должен был перейти Вислу в Плоцке. Для обеспечения переправы из Новогеорги-евска хотели послать суда Одесского батальона. Но тут выяснилось, что имеющие глубокую посадку морские катера не могут пройти в Плоцк из-за мелководья. В результате переправу поручили 1-му Отдельному ба тальону Гвардейского экипажа.

Между тем, с наступлением холодов использова ние судов батальона становилось все более проблематичным. 10 ноября командир Наревской минной роты подполковник Н.П. Протасов направил в штаб Ново-георгиевской крепости запрос: «Прошу уведомить, понадобится ли катера Одесского батальона в зимнее время в крепости. Прямое их назначение обслуживать черноморское побережье, посему если они должны быть посланы, то необходимо вытаскивать и грузить их теперь же, так как для них потребуется ремонт перед отправкой». В тот же день комендант крепости генерал Н.П. Бобырь обратился к командующему 1-й армией генералу П.К. Ренненкампфу: «Прошу уведомить, предполагаете ли в дальнейшем использовать Одесский морской батальон, суда коего, глубоко сидящие, мало пригодны на Висле, с пользой делу могут быть применены на Черном море». Штаб 1-й армии, разочаровавшись после Плоцка в возможностях батальона, не возражал против его возвращения в Одессу.





вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования