Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Конный портрет неизвестного французского генерала
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Конный портрет неизвестного французского генерала






Творчество Яна Антона Бланка , польского исторического живописца и портретиста, не освещено в литературе так, как оно того заслуживает. Сын провинциального суконщика, он смог достичь звания профессора живописи Королевского университета в Варшаве. Шестнадцатилетним юношей Бланк приезжает в Варшаву, где начинает учиться у Иосифа Косинского1, придворного художника польского короля Станислава-Августа, испытавшего сильное влияние Иосифа Грасси признанного мастера репрезентативного портрета. В 1809 г. Бланк отправляется в Дрезден, где много времени проводит в знаменитой галерее, копируя полотна. Начиная с 1811 г. он берет уроки у Иосифа Грас-си, который помог раскрытию дарования начинающего портретиста. Работы Бланка после Дрездена прекрасно построены с точ ки зрения композиции и анатомии, также художнику удается лучше передавать световоздушную среду. Возвратившись в 1815 г. в Варшаву, Бланк получил место хранителя гипсовых слепков и рисунков Варшавского университета в 1817 г. В 1818 г. он сделал копию с портрета императора Александра I работы Франсуа Жерара для университета, что, возможно, сыграло позитивную роль в его дальнейшей карьере. Во всяком случае в 1819 г. Бланк получает звание профессора живописи в этом учебном заведении, где начинает читать курс лекций и в дальнейшемзанимается организацией выставок польской живописи.

Талант Бланка очень разносторо-нен: в числе его работ не только портреты, но и исторические и религиозные композиции, причем исполненные как в станковом варианте, так и во фреске. Манера Бланка противоречива, в ней уживалось несколько направлений: первоначальное влияние оказал классицизм в несколько смягченном, провинциальном варианте, в который постепенно проникали черты сентиментализма и предромантизма. В работах более позднего времени уже ощущаются реалистические веяния. Через два года после смерти Бланка критик В. Смоковский отдает ему должное, хваля за «натуральность»'. Перу Бланка принадлежит каталог-путеводитель по картинной галерее князя Михаила Радзивил-ла, виленского воеводы, где хорошо описаны его любимые мастера: Тициан, Рембрандт, 11уссен, Каналетто, Фрагонар".

Исследуемый портрет генерала Морана работы Антона Бланка принадлежит к ран нему периоду творчества художника7. До атрибуции этого полотна ни одной работы, исполненной до 1816 г., не было известно (считалось, что самая ранняя  «Портрет Самуила Линде», около 1816 г.). Известно еще два произведения, относящихся к эго му периоду: «Портрет генерала Залуского» (1818 г., Варшава, Национальный музей) и «Портрет четы Залуских» (1818 г., Краков, собрание Эльжбеты Стожовской). На варшавском портрете Залуского подпись («Ant. Blank malowat 1818») еще близка варианту написания на портрете из Музея коневодства  «Ant В1апк pi[nxit)», но уже сделана по-польски, а не на латыни.
Портрет Морана, судя по свето-теневой разработке, несколько архаизирующей манере, отдельным несогласованностям в анатомическом построении, написан художником до отъезда в Дрезден в 1809 г. и до начала компании 1809 г., то есть в первые несколько месяцев этого года, когда и Бланк*, и Моран находились в Варшаве  после заключения Тильзитского мира с 1806 г. генерал возглавлял варшавский гарнизон.Вряд ли портрет был написан в Дрездене, поскольку кампания 1809 т. была чрезвычайно насыщенной, и Моран принял участие во многих важных сражениях этого года, в том числе при Ваграме. Все это не способствовало позированию, а стиль художника после стажировки в Дрездене изменился настолько, что исследуемый портрет был, очевидно, закончен до 18 марта 1809 г., когда Бланк отправился в саксонскую столицу’.

Другим доказательством, что время создания портрета можно сузить до нескольких месяцев 1809 г., является отсутствие на полотне ордена Железной Короны Италии, рыцарем которого Моран становится в 1809 г.10 Но ни формулярный список генерала, ни министерские документы по производству в чины и наградам за 1809 г. из архивных собраний Франции и Германии, ни различные справочные и периодические издания того периода, а также современные биографические работы не дают точной даты: ни числа, ни месяца получения этой награды". К сожалению, это не единичный случай  подобные пробелы, связанные в основном с иностранными наградами, в данных источниках скорее практика, чем исключение, причем это касается не только Франции, но и других европейских стран, включая Россию. Следует предположить, что орден Железной Короны был получен Мораном после кампании 1809 г., а поскольку портрет написан в первые несколько месяцев этого же года, то он и не мог быть изображен.Возможно, что инициатором заказа конного портрета Морана был его учитель. Такой портрет достаточно большого размера  довольно необычный заказ для начинающего живописца, но вполне объясним хорошими придворными связями И. Косин-ского, недавно написавшего портрет брата императора (в 1807 г. Косинский в Неаполе исполнил портрет Жозефа Бонапарта).Рассматривая «Конный портрет генерала Морана» работы Антона Бланка с точки зрения иконографии, следует отметить, что данный композиционный тип достаточно распространен и часто использовался как в русской, так и западноевропейской традиции'3.

Поиск иконографического материала для атрибуции исследуемого полотна привел ко второму, схожему по композиции, конному портрету генерала Морана. Впервые его фрагмент в черно-белом варианте был воспроизведен в работе Ж. Транье и Ж.-К. Кар-миньяни «Наполеон. 1812 г. Русская кампа ния»" без указания имени художника («холст не подписан»)'''. Все это заставило обратиться к подлиннику из семейной коллекции графа Морана (размер полотна 60 х 73 см, холст не подписан). Сравнение «русского» и «французского» портретов выявило целый ряд от личий в изображениях. На портрете из семейной коллекции присутствуют следующие новые элементы:

на шляпе появился черный плюмаж по краю;

шляпная кокарда оказалась образца 1812 г., то есть сине-бело-красная16;

мундир, награды, шарф, эполеты, кю-лоты, перчатки и ботфорты остались без изменения;

 исчез стек из руки генерала и ранее изображенный эфес холодного оружия.

Невозможно не остановиться на конской экипировке, которая целиком была переписана по сравнению с «русским» портретом: оголовье практически полностью стало соответствовать образцу, представленному в регламенте 1812 г. Вальтрап и чушки также упростились.
Немаловажно, что французская линейная пехота, показанная на заднем плане, изображена в мундирах нового образца 1812 г. с короткими белыми фалдами, так же, как и полотнище орла образца, введенного 8 февраля 1812 г.Все вышеперечисленное свидетельствует в пользу того, что портрет создан в период 1813-1815 гг. Однако, несмотря на измененную униформу, наградной ряд остался таким же, каким был в период 1809 г.! Остается не ясным, почему на портрете из семейной код лекции Моранов не появилось новых наград (Железной Короны или Ордена Воссоединения). Отсутствие письменных (из семейного, Венсенского и Национального архивов) и иных источников, прояснивших бы ситуацию, не позволяет делать какие-либо точные предположения. Вероятно, художник, имея перед глазами ранний портрет Морана, а также отдельные вещи из новой униформы портретируемого, получил заказ переписать полотно, внеся новые элементы, характерные для периода 1813-1815 гг.

Сравнение портретов позволяет у тверждать, что «французский» является копией с портрета из Музея коневодства. В обоих случаях генерал изображен в повороте три четверти, совпадают все характерные черты внешности, но портрет из парижского собрания лишен тех чисто живописных не достатков (жесткости, некоторой анатомической несогласованности, диспропорции в изображении фигуры и коня), которые присутствуют на более раннем варианте работы. Отсутствие подписи на позднем портрете и сравнительный анализ, проводимый по его фотографии (а не по недоступному оригиналу), не позволяет точно утверждать, что он также принадлежит кисти Антона Бланка. Впрочем, вероятность этого велика  живописные качества второго произведения близки портретам Бланка периода 1816 и 1818 г. Введение в научный оборот ранее неизвестного портрета генерала Морана позволяет более полно, с одной стороны, представить его портретный ряд начала XIX в.”, а с другой  показать эволюцию творчества талантливого польского художника Яна Антона Бланка.Резюмируя все сказанное, отметим, что из всех существующих изображений генерала Морана исследованный в данной работе портрет (вместе со своей копией из семейной коллекции) является наиболее ценным для униформологов. Это практически единственное изображение, представляющее генерала в полный рост и показывающее к тому же вариант неуставной конской эки пировки, выполненной в восточном стиле в конкретный временной отрезок  1809 г. Все это позволяет наиболее полно воссоздать облик прославленного генерала Наполеоновской эпохи в период австрийского и русского походов.




вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования