Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » История армейской формы одежды на флоте
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





История армейской формы одежды на флоте





На протяжении всей истории советского Военно-Морского Флота военнослужащие его сухопутного и воздушного компонентов  береговой обороны и морской авиации  не раз меняли флотскую форму одежды на армейскую и наоборот. Необходимость такого переодевания в разные времена обуславливалась самыми различными причинами. Хотя иногда за этим явно просматривалось определённое пренебрежение флотскими традициями со стороны отдельных руководителей военного ведомства.

Первое переодевание личного состава береговой обороны (БО) и авиации флота в армейское обмундирование относится к 1922-1923 гг. На момент введения в РККА формы одежды нового образца1 военнослужащие гидроавиации, которая ещё в марте 1920 г. была включена в состав Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ), традиционно продолжали носить элементы прежней морской формы, тогда как в немногочисленных частях береговой и крепостной артиллерии, также выведенных из подчинения Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) в конце 1921 г., присутствовало смешение формы одежды. В то же время Отдельный караульный полк Кронштадтской крепости, переданный в феврале 1921 г. из РККА в состав морского ведомства и переформированный в Кронштадтский стрелковый полк, сохранил армейское обмундирование.И если при переходе на новую форму одежды РККА в береговых частях эта проблема была устранена, то в гидроавиации она, наоборот, возникла. В отличие от морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей, проходивших службу в Главном управлении РККВФ (Главвоздухфлоте) и носивших общеармейскую форму, военнослужащие частей гидроавиации, остававшихся в оперативном подчинении начальников морских сил морей, предпочитали флотское обмундирование, введённое в РККФ в октябре 1921 г.Ситуация ещё больше запуталась с введением в мае 1923 г. «Ведомости цветов приборного сукна нарукавных знаков различия, кантов и пуговиц для отдельных категорий лиц, состоящих на военно-морской службе»3, в соответствии с которой для командного и административного состава гидроавиации был установлен голубой цвет нарукавных знаков различия  полос (с золотой и серебряной окантовкой соответственно).

Осенью 1923 г. специальная комиссия по вопросам гидроавиации под председательством И.С. Уншлихта рассматривала вопрос об установлении личному составу гидроавиации собственной формы одежды морского покроя, но защитного цвета. 21 ноября 1923 г. помощник Главнокомандующего по морским делам Э.А. Панцержан-ский в своём письме на имя Главного начальника РККВФ А.П. Розенгольца ещё более расширил эту точку зрения, предложив ввести подобную форму для всей военной авиации: «Воздушный Флот в целом, включая армейскую и морскую авиации и воздухоплавание в своем организме, быте и условиях службы имеют весьма много схожих сторон с морским флотом, являясь, однако, в то же время самодовлеющей величиной в составе вооруженных сил...».Введение особой формы одежды для Военных Воздушных Сил СССР в августе1924    г.5 подразумевало переодевание всех компонентов, в том числе и морской авиации. Однако на самом деле новая форма была достаточно редким явлением, поэтому большинство личного состава морской авиации так или иначе не прекращало использовать флотское обмундирование.В июне 1925 г. береговая оборона вновь была передана в подчинение РККФ. В связи с этим 17 февраля 1926 г. секретным приказом РВС СССР №128/23 для частей БО, за исключением Кронштадтского полка морской пехоты (бывшего стрелкового) и крепостных сапёрных рот, с 1926/1927 оперативного года была установлена флотская форма одежды.К 1926 г. морская авиация уже перестала страдать от некомплекта самолётов и личного состава, обзавелась своим наземным оборудованием и вспомогательными службами, сложились условия для передачи функций её повседневного обеспечения флотским органам управления. Для решения этой задачи в апреле 1926 г. военно-морские порты получили огромные кредиты для снабжения частей, учреждений и заведений морской авиации всеми видами денежного довольствия.

Таким образом, в течение последующих15    лет личный состав морской авиации носил флотское обмундирование, несмотря на
то, что до мая 1935 г. она оставалась в подчинении ВВС, а в Правилах ношения формы одежды 1934 г.7 подчёркивалось, что морскую форму одежды носят «все военнослужащие, состоящие в рядах Военно-Морских Сил РККА, за исключением армейских частей береговой обороны с 2-летним сроком службы...#».Период 1937-1939 гг. стал этапом грандиозного строительства Военно-Морского Флота. Наряду с дальнейшим развитием береговой артиллерии и морской авиации на флотах были сформированы зенитноартиллерийские, местные стрелковые, пулемётные, железнодорожные и строительные части.В сентябре-октябре 1939 г. Председатель СНК и Нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов подписал пакты о взаимопомощи с Эстонией и Латвией9, согласно которым на их территориях создавались советские военно-морские базы.Хотя в приказе и не оговаривались подробности его ношения, думается, что он нашивался на левом рукаве, на таком же расстоянии, как и знаки по специальности (штаты).Как долго носился этот знак (и носился ли вообще), нам неизвестно, но после включения в августе 1940 г. Латвии и Эстонии в состав СССР необходимость в нём отпала".26 августа 1940 г. приказом НКВМФ СССР №518 на снабжение сухопутных частей ВМФ были введены шапки-ушанки армейского образца12. Зимние шлемы разрешалось донашивать до 1 октября 1941 г. Сухопутным частям, базирующимся на побережьях Чёрного и Каспийского морей, были оставлены на снабжении для ношения в зимнее время суконные фуражки.

 Для солдат, сержантов и офицеров частей авиации ВМС, в которых установлен 3-летний срок службы солдатам и сержантам, оставить армейскую форму одежды. Цвет погонов и петлиц для личного состава этих частей установить соответственно роду войск: пехотных  для местных стрелковых частей; инженерно-технических войск  для инженерно-аэро-дромных и автотранспортных частей».16 апреля 1954 г. приказом Главнокомандующего ВМС №76 «в целях приведения формы одежды личного состава инженерно-аэродромны частей авиации ВМС в соответствие с формой одежды, установленной для личного состава инженерноаэродромных частей ВВС Советской Армии», для солдат, сержантов и офицеров был установлен голубой цвет погон, петлиц из текста приказа, никаких трафаретов на погонах рядового и сержантского состава не предусматривалось.После отставки в феврале 1956 г. Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова началось постепенное «наступление» на флотскую форму.16 июня 1956 г. Министр обороны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков подписал приказ МО СССР №0123, который, с одной стороны, уточнял перечни соединений, частей, заведений и учреждений, носящих флотское и армейское обмундирование, а с другой стороны, «лишил» личный состав двух родов сил ВМФ  береговой обороны и морской пехоты  флотской формы одежды.

Флотская форма одежды сохранялась для личного состава:
1.    Кораблей, судов, базовых пловучих средств, управления кораблей и судов.
2.    Частей берегового обеспечения флота: разведки, связи, радиотехнической службы, гидрографической службы, аварийно-спасательной службы, химической службы, учебных отрядов и школ, флотских экипажей, береговых баз корабельных соединений, политико-просветительских и спортивных учреждений, судоремонтных частей.
3.    Соединений и частей авиации ВМФ, кроме инженерно-аэродромных и аэродромно-строительных частей.
4.    Военно-морских учебных заведений по подготовке офицеров для кораблей, авиации и инженерных частей.
5.    Органов управления флотов, флотилий и военно-морских баз, кроме управлений, отделов и отделений: строительных, капитального аэродромного строительства, инженерно-аэродромной службы, береговой обороны, автотракторных, противопожарной и ветеринарной служб.
6.    Центрального аппарата ВМФ, кроме главных управлений, управлений, отделов и отделений: береговой обороны, строительного, автотракторного, противопожарной службы и почтово-фельдъегерской связи.
7.    Производственных предприятий, специальных технических частей и подразделений органов вооружения, судоремонта и тыла, за исключением производственных предприятий и частей автотракторной службы.
8.    Научно-исследовательских и испытательных учреждений ВМФ.
9.    Аппарата военно-контрольной приёмки.
10.    Управлений и частей комендантской службы.
11.    Медицинских учреждений и частей флотов и флотилий.
12.    Частей обслуживания и обеспечения центрального аппарата ВМФ, включая комендатуру и охрану служебных домов.
13.    Арсеналов, складов и лабораторных частей, за исключением центральных продовольственных, вещевых, топливных и объединённых складов тыла ВМФ.
Форма одежды сухопутных войск Советской Армии (по родам войск) устанавливалась для личного состава:

1.    Соединений и частей противовоздушной обороны.
2.    Соединений и частей береговой обороны.
3.    Пулемётных частей и частей морской
4.    Автотракторных частей и производственных предприятий автотракторной службы.
5.    Инженерно-аэродромных и аэродромно-строительных частей.
6.    Линейно-эксплуатационных частей связи.
7.    Учреждений и предприятий строительных организаций и строительных частей.
8.    Производственных предприятий инженерной службы, квартирно-эксплуатаци-онной службы и инженерных частей.
9.    Военно-морских учебных заведений по подготовке офицеров противовоздушной обороны, береговой обороны и строительных частей.
10.    Школ по подготовке специалистов для противовоздушной обороны, береговой обороны и строительных частей.
11.    Караульных частей и частей сопровождения грузов.
12.    Управлений, отделов и отделений (флотов, флотилий и военно-морских баз): береговой обороны, строительных, капитального аэродромного строительства, инженерно-аэродромной службы, автотракторных, противопожарной и ветеринарной служб.
13.    Главных управлений, управлений, отделов и отделений (центрального аппарата ВМФ): береговой обороны, строительного, автотракторного, противопожарной службы и почтово-фельдъегерской связи.
14.    Медицинских учреждений и санаториев центрального подчинения.
15.    Центральных продовольственных, вещевых, топливных и объединённых складов тыла ВМФ.

Переодевание личного состава из флотской в армейскую форму одежды должно было осуществиться в течение трёх лет в 1956-1959 гг. по мере выслуживания сроков носки имеющегося у личного состава обмундирования.20 апреля 1957 г. Г.К. Жуков подписал приказ МО СССР №083, в соответствии с которым «в целях дальнейшего упорядочения ношения флотской формы одежды <...> и установления единообразия в форме одежды Военно-воздушных сил Советской Армии и авиации Военно-Морского Флота» армейское обмундирование было установлено для личного состава:
соединений и частей авиации ВМФ, кроме инженерно-аэродромных и аэродромностроительных частей;
военно-морских авиационных училищ и училищ, передаваемых из ВМФ в состав ВВС15;
частей и соединений истребительной авиации, переданных из ВМФ в состав войск ПВО страны16;
органов управления авиацией на флотах, флотилиях и в военно-морских базах, а также центрального аппарата авиации ВМФ;
научно-исследовательских учреждений и контрольно-приёмного аппарата авиации ВМФ.

Офицеры юстиции, интендантской, медицинской, ветеринарной и административной служб, проходящие службу в частях, соединениях и учреждениях авиации ВМФ, обеспечивались формой одежды сухопутных войск Советской Армии.Переодевание личного состава в армейскую форму одежды должно было осуществляться по мере выслуги сроков носки флотского обмундирования.После снятия Г.К. Жукова с поста Министра обороны СССР в октябре 1957 г. решения о переодевании в армейское обмундирование личного состава БО и авиации ВМФ, ведущие к неоправданным расходам, были пересмотрены. 27 декабря 1957 г. новый Министр обороны Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский подписал приказ МО СССР №0294, в соответствии с которым флотская форма одежды была возвращена всему личному составу соединений, частей, военно-морских учебных заведений, школ по подготовке специалистов, органов управления береговой обороны и авиации ВМФ (кроме инженерно-аэродромных и аэродромно-строительных частей).




вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования