Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Глобализация мировой экономики
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Глобализация мировой экономики





В строгом смысле слова, глобализацию определяют как совокупность преобразований, благодаря которым стало возможным расширение всемирной торговли, увеличение объемов международных инвестиций и смещение производственных процессов. В действительности, глобализация представляет собой кульминацию длительного процесса консолидации интенсивного экономического обмена, который приобрел планетарные масштабы и в который вовлечены практически все страны мира. Данный процесс начался в XIX веке, но его последствия стали очевидными в последней четверти прошлого столетия.


В основе процесса глобализации экономики лежит идея о том, что всемирная торговля и производственная специализация дают возможность более эффективного использования потенциала каждой страны, где могут быть созданы оптимальные условия для добычи или производства той или иной продукции. В соответствии с подобной логикой, каждое государство будет экспортировать те товары, которые являются наиболее конкурентными, с тем, чтобы за счет полученных средств импортировать продукцию, которую оно не может производить с малыми затратами.Это, к примеру, предполагает, что такие страны-экспортеры нефти, как Мексика и Саудовская Аравия, будут продавать сырую нефть на международных рынках, что, в свою очередь, позволит им приобретать те товары, которые они не производят, например, высокотехнологичные компоненты. Таким же образом, страны, специализирующие на производстве высокотехнологичной продукции, например, Германия или Япония, будут продавать свои товары третьим странам, чтобы за счет полученных доходов закупать необходимое сырье.

Развитию глобализационных процессов способствовали различные стратегии, направленные на укрепление системы мировой торговли. Принятие законов и подписание международных соглашений, обеспечивающих свободное перемещение капиталов, сырья и промышленных товаров, а также создание наднациональных экономических сообществ, таких как Европейский Союз или МЕРКОСУР, способствовали повышению уровня взаимозависимости между странами. Кроме того, это способствовало созданию крупных международных бизнес-групп, перемещающих производственные процессы в регионы с низкой себестоимостью товаров, для их последующей реализации во всём мире. Такие транснациональные корпорации, как Nokia или Apple, производят свою продукцию в странах с дешевой рабочей силой, таких как Китай или Сингапур, а затем используют свою торговую сеть для того, чтобы продавать ее во всем мире. Подобный способ деятельности ведет к тому, что процессы производства и сбыта выходят за границы определенного государства и приобретают транснациональный характер. Следует отметить, что новые технологии сыграли очень важную роль в выработке стратегий глобализации экономики. Расширение международной торговли не было бы возможным без существования передовых технологий, обеспечивающих свободный поток информации и эффективную транспортировку произведенной продукции по всей планете. Процессам экономической глобализации способствовало объединение современных транспортных сетей, предоставляющих возможность безопасной и экономичной транспортировки товаров, а также развитие новых информационных технологий, повысивших скорость и эффективность связи. В сущности, тяжело себе предста-
вить глобализацию без существования самолетов, высокоскоростных поездов, спутников связи и Интернета.

Усиление мировой торговли стала темой ожесточенных дискуссий относительно преимуществ и недостатков глобализации. По мере того, как последствия глобализации экономики становятся всё более очевидными, мнение общественности всё отчетливее разделяется на два противоборствующих лагеря. С одной стороны, защитники экономической глобализации считают, что либерализация всемирной торговли положительно сказалась на увеличении конкурентоспособности государств и совершенствовании производственных процессов, что, в конце концов, позволяет увеличить благосостояние.В соответствии с данным аргументом, конкуренция международного масштаба вынудила различные страны повысить эффективность создания и производства товаров, что в долгосрочной перспективе способствует развитию мировой экономики, благодаря чему потребители смогут покупать более качественные товары по более низким ценам. Таким образом, способствуя повышению производительности и конкуренции, глобализация становится двигателем развития.

В противоположном лагере находятся те, кто считают что глобализация экономики в действительности обогащает лишь ограниченный круг людей в ущерб большинству. Критики полагают, что вынужденная конкуренция не обязательно приводит к повышению эффективности экономики, она делает ее более несправедливой. В подтверждение своих доводов они приводят пример политики переноса производства многими транснациональными компаниями. Желание снизить затраты привело к тому, что многие предприятия создали заводы в странах с более низким уровнем заработной платы, неудовлетворительным уровнем социальной защиты, нестрогим законодательством и отсутствием законов об охране окружающей среды. Это наносит ущерб странам с более высоким уровнем социальной защиты и более строгими законами, которые способны повышать конкурентоспособность только за счет отказа от основ социального государства и смягчения природоохранных нормативных актов. С этой точки зрения глобализация является выгодной для транснациональных корпораций, которые получают возможность сокращать затраты и повышать рентабельность в ущерб достижениям в области социального обеспечения и экологии; она повышает конкуренцию за счет снижения уровня гарантированной занятости и создания угрозы для естественной среды обитания. Это две стороны одной монеты.



вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования