Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Атрибуция портрета корнета Конной Гвардии А. Ф. Буксгевдена
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Атрибуция портрета корнета Конной Гвардии А. Ф. Буксгевдена




   
Среди множества русских военных портретов есть произведения, пользующиеся особой известностью. Загадки таких портретов постоянно привлекают к себе внимание, а их решение может занять многие годы. Наш рассказ о портрете, очень хорошо знакомом специалистам. Впервые он был опубликован ещё в 1988 г. в знаменитом альбоме В.М. Глинки «Русский военный костюм XVIII  начала XX века» со следующим комментарием: «Неизвестный художник. Портрет Дризена. Около 1795 г. Прибалтийский барон Дризен  участник военных действий в Польше, на что указывает медаль на георгиевской ленте, которую давали за штурм Праги (предместья Варшавы) в 1794 г. нижним чинам. Вторая награда  прусский крест “За заслуги”. Кирасирский мундир  колет подпоясан форменным ремнём, на котором носили палаш, поверх него повязан офицерский пояс-шарф». ском штаб и обер-офицерам, которые тут не получили орденов Военного Св. Георгия и Св. Владимира». Но в отличие от креста, часто встречающегося на портретах, медаль не стала массовой, поскольку из требовавшихся 81168 штук на Санкт-Петербургском Монетном дворе в феврале  мае 1796 г. были отчеканены всего 7692. Роздали же и того меньше, так как Павел I 25 мая 1797 г. распорядился: «Медалей за Прагский штурм бывшим на нём отпущено не будет, понеже Я его не почитаю действием военным, а единственно закланием жидов».

Столь замечательный портрет требовал дополнительного изучения. В 1993 г. на страницах «Цейхгауза» А.М. Горшман предложил свою атрибуцию, определив юного кирасира как кавалергарда: «Репродукция под номером 25 аннотирована как портрет барона Дри-зена, датированный временем около 1795 г. Это ошибка: кирасирский колет изображённого на портрете покроя  с высоким стоячим воротником  появился не ранее 1802 г., причём галуны, доходившие до верхнего края воротника, имелись только в Кавалергардском полку. Нам могут возразить, что у кавалергардов металлический прибор был серебряным, в то время как на портрете галуны выглядят золотыми, но золотой смотрится и медаль за штурм Праги, которая могла быть только серебряной. Очевидно, лак, которым был покрыт портрет, от времени сильно пожелтел, вследствие чего не только металлические детали смотрятся как золотые, но и сам колет, которому следовало быть белым, имеет жёлтую расцветку. В сборнике биографий кавалергардов С.А. Панчулидзева мы не нашли никого с фамилией Дризен и, не имея дополнительных сведений, затруднились с определением этого персонажа». Соответственно, сам портрет был определён как «Портрет неизвестного в кавалергардском мундире. 1802-1803 гг.».

Эта атрибуция была принята к сведению. В частности, Д.И. Петерс в 2004 г. в своей монографии «Наградные медали России второй половины XVIII столетия (1760-1800)» поместил изображение кирасира с той же аннотацией: «Портрет неизвестного в кавалергардском мундире с медалью за штурм Праги на груди. 1802-1803 гг.» (с. 205). Но сама атрибуция А.М. Горшмана уже при появлении вызвала ряд сомнений. Советская полиграфия действительно сильно испортила цветовую гамму альбома, неумеренно добавив красного во все оттенки. В результате получившиеся искажения привели некоторых исследователей (в том числе и А.М. Горшмана) к ошибкам2. Но в данном случае заметно, что серебряный шарф явно отличается по цвету от золотой расшивки колета. Да и никаких галунов по краю воротника не наблюдается  на самом деле галун, как и положено, обрезан у начала стойки, а далее идёт полоса колетного сукна. Следовательно, «кавалергардская» версия портрета несостоятельна. Предложенная датировка 1802 1803 гг. также сомнительна. Ведь галстук у кирасира белый, тогда как с 1801 г. офицеры повсеместно носили только чёрные галстуки.

Поскольку портрет принадлежит собранию Государственного Эрмитажа, то все эти несоответствия сразу же выявил хранитель фонда военного костюма замечательный специалист С.А. Летин. При подготовке выставки «За веру и верность», посвящённой 300-летию Российской императорской гвардии, он отобрал данный портрет и поместил его в каталоге с правильной аннотацией «Портрет офицера Л.-гв. Конного полка. 1796-1797»: «На портрете изображён офицер в конногвардейском колете, подпоясанном форменным ремнём, на котором носили палаш; поверх ремня повязан офицерский шарф. Медаль на Георгиевской ленте, положенная нижним чинам за участие в штурме Праги (предместья Варшавы) в 1794 году, свидетельствует, что в офицеры этот конногвардеец произведён недавно. Вероятнее всего, его производство в офицеры состоялось в связи со взятием Варшавы, и первая офицерская награда  прусский крест Pour le merite (“За заслуги")  была получена новоиспечённым корнетом по окончании польской кампании, приведшей к третьему разделу Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Традиционно считалось, что на портрете запечатлён прибалтийский барон Дризен; однако в 1796-1797 годах офицер по фамилии Дри-зен в Л.-гв. Конном полку не числился».Учитывая разброс версий, требовалось всё-таки ещё раз внимательно изучить оригинал портрета. Благодаря содействию старшего научного сотрудника Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Ю.Ю. Гудыменко мне удалось познакомиться с произведением и его учётной документаций. Последняя, к сожалению, оказалась не слишком информативной. Портрет с инвентарным номером ЭРЖ-123 поступил в Государственный Эрмитаж в 1941 г. из Государственного музея этнографии народов СССР. Версия о том, что на нём изображён барон Дризен, основывалась на карандашной надписи на подрамнике: «бар Дризен». Однако характер надписи указывал, что сделана она в советское время. Следовательно, её достоверность вызывала большие сомнения.

На этом поиск можно было бы прекратить. Выйти из тупика помог опять же хранитель живописи XIX в. Ю.Ю. Гудыменко, который указал, что, занимаясь подготовкой выставки «За веру и верность», С.А. Летин выявил в фондах портрет, по всем признакам парный портрету конногвардейца. Этот портрет (инвентарный номер ЭРЖ-124) тоже поступил в Государственный Эрмитаж в 1941 г. из Государственного музея этнографии народов СССР и числился как изображение генерала Б.Ф. Кнорринга. Во всяком случае, об этом гласила карандашная надпись на его обороте. Причём сделана она была в советское время, видимо, той же рукой, что и надпись на подрамнике «портрета Дризена». Судя по возрасту изображённых лиц, парная сюита, выполненная неизвестным художником, представляет отца-генерала и его сына-конногвардейца. На парном овальном портрете изображён генерал в мундире одного из полков тяжёлой пехоты времён Павла I. Многочисленные награды свидетельствуют о серьёзных заслугах, в том числе совершённых ещё в правление Екатерины II. Генерала украшают лента и звезда ордена Св. Александра Невского, звезда и крест ордена Св. Владимира 2-й степени, шейные кресты орденов Св. Анны 1-й степени и Св. Георгия 3-го класса. Есть у генерала и редкая иностранная награда — украшенный бриллиантами командорский крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Причём, судя по орлам между лучей вместо лилий, это знак пожалован не Павлом I, а имеет европейское происхождение.

 Но характерная ромбовидная Георгиевская звезда отсутствует на портрете. Да и не служил Кнорринг при Павле 1 - 12 апреля 1796 г. он вышел в отставку, в которой находился вплоть до сентября 1806 г. Кроме того, сын Б.Ф. Кнорринга Карл, хотя и был записан 1 января 1787 г. вахмистром в Конную Гвардию, уже в январе 1796 г. поступил капитаном в армейский полк.Таким образом, от этой версии приходится отказаться.Так случилось, что изучением эрмитажного портрета параллельно с автором данной статьи занимался сотрудник Государственного Русского музея М.Б. Асварищ. Результаты своих исследований он представил 28 октября 2009 г. в докладе «Портреты неизвестных мальтийских кавалеров в собрании Государственного Эрмитажа» на чтениях памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга (1893-1972). Помимо вышеназванной аргументации, М.Б. Асварищ также указал на ранее атрибутированный им портрет Ф.Ф. Буксгевдена, выставлявшийся на аукционе в шведском городе Уп-сала 7 июня 2007 г. Этот портрет иконографически близок эрмитажному и выполнен в те же годы более профессиональным художником.Теперь, установив личность отца-генерала, можно вернуться к портрету сына-конногвардейца. В списках офицеров Конной Гвардии сразу обнаружилась нужная фамилия: 11 декабря 1794 г. старший сын графа, 11-летний Александр Фёдорович Буксгевден, был произведён из вахмистров в корнеты «с оставлением в доме до совершенных лет». Именно он и изображён на портрете из собрания Государственного Эрмитажа. Знакомясь с биографией А.Ф. Буксгевдена, поражаешься, насколько точно предсказал её детали С.А. Летин.

Александр Фёдорович Буксгевден родился 19 мая 1783 г. Слава и заслуги отца обеспечили ему блестящую карьеру. Сызмальства он был записан в гвардию с оставлением при отце. К сожалению, не все обстоятельства детства и отрочества Александра нам известны. Но, по всей видимости, Ф.Ф. Буксгевден, командуя войсками во время Польской кампании, взял сына с собой. В этом походе Буксгевден отличился при штурме Праги, доблестно возглавляя 4-ю колонну. Ему выпала самая трудная задача  взять ключевой пункт всей оборонительной линии, её исходящий угол, где был построен каменный кавальер, главный вал усилен рядом палисадов, а впереди расположены две батареи, болотистый ров и линии глубоких волчьих ям. «Генерал-майор Буксгевден,  отмечал в победной реляции А.В. Суворов,  оказал новый опыт мужества, утверждающего приобретённую им репутацию. Он, подавая пример подчинённым, всегда будучи впереди, несмотря на сильный огонь, и, овладевши двумя передними батареями, взошёл на кавальер и, отбирая батареи вдоль по первому укреплению, выдерживал более других огня и потом, овладев таковыми ж паки в зверинце, за засекою неприятеля атаковал, преодолел, истребил и, заняв зверинец и угол среднего ре-транжамента, простёр поражения в Праге, преодолевупорство неприятеля долговременнее и сильнее всех прочих колонн». Сразу после штурма Суворов назначил Буксгевдена комендантом Праги, а после капитуляции Варшавы  её комендантом и правителем всей завоёванной Польши.

Императрица, благоволившая Буксгевдену, щедро наградила генерала. Он получил орден Св. Владимира 2-й степени, десять тысяч рублей и богатое поместье. В качестве особой милости 11-летний сын Александр, как уже говорилось, был произведён из вахмистров в корнеты Конной Гвардии. Видимо, тогда же от отца он получил и редкую серебряную медаль «За труды и храбрость при взятье Праги октября 24 1794 г.». Помимо Екатерины II Ф.Ф. Буксгевден пользовался расположением прусского короля Фридриха Вильгельма II, который пожаловал ему 18 декабря 1795 г. графский титул, а также способствовал посвящению в командоры ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Сына Александра, теперь уже корнета, король наградил орденом Pour le merite. К сожалению, точную дату награждения пока установить не удалось. Но по справочным документам данный орден у А.Ф. Буксгевдена значится.Вступивший на престол Павел I потребовал, чтобы все молодые дворяне, числившиеся в гвардии, явились к своим полкам. 13-летний А.Ф. Буксгевден 1 декабря 1796 г. поступил на действительную службу. Правда, «действительной» её назвать можно весьма условно, так как юношу сразу назначили адъютантом к великому князю Николаю Павловичу. Четырёхмесячный Николай (будущий император Николай 1) был назначен 7 ноября 1796 г. полковником и шефом Лейб-Гвардии Конного полка. Но, учитывая возраст «полковника», это назначение носило номинальный характер.

Летом 1798 года Павел I увлёкся новой фавориткой А.П. Лопухиной, в связи с чем охладел к Е.И. Нелидовой. Позиции Ф.Ф. Буксгевдена пошатнулись, а после нескольких необдуманных слов его жены, которые стали известны императору, он и вовсе 2 сентября 1798 г. был уволен от службы. Получив право за участие в 67 сражениях носить военный мундир, Буксгевден уехал в свой замок Лоде в Эстляндии. Тем не менее эта опала не сказалась на его сыне Александре. Он по-прежнему оставался на военной службе, пока 28 мая 1800 года вместо малолетнего Николая император не назначил шефом Конной гвардии цесаревича Константина. В связи с этим и корнет Буксгевден, «как бывший без должности», был исключён из списков полка. За эти годы юный Александр вполне постиг придворную науку. Оставив военную службу, он стал камергером с зачислением в Коллегию иностранных дел. Вступивший на престол Александр I вызвал опального Ф.Ф. Буксгевдена из-за границы, осыпал его милостями и вернул к высоким должностям. 2 апреля 1802 г. генерал подал прошение о принятии его сыновей Александра и Петра в кавалеры ордена Св. Иоанна Иерусалимского, что и было исполнено. Но дальнейшая карьера А.Ф. Буксгевдена ничем особым не увенчалась, и 31 декабря 1811 г. он был уволен с должности камергера Двора Его Величества6. Умер А.Ф. Буксгевден 1 марта 1839 г.



вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования