Домой   Карта сайта   Контакты
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ФЛАГОВ
ФЛАГИ СТРАН МИРА
В нашей энциклопедии флагов собраны флаги более чем 200 стран и территорий мира.
Главная » Статьи » Анализ портретов французских генералов 1-й Империи
Главная          Флаги мира          Вексиллогия          Статьи          Каталог сайтов          Контакты
 
 
Европа

Америка

Азия

Африка

Австралия





Анализ портретов французских генералов 1-й Империи






Выявленные нами портреты как нельзя лучше раскрывают затронутую тему. Как уже подчёркивалось, Монтришар носит традиционный, полностью регламентированный мундир. Именно он станет основой для всех мундиров французского генералитета, включая, естественно, и неуставные образцы. Тем не менее из-за невозможности увидеть крой фалд и их расшивку мы не можем утверждать, к какому точно типу относится показанный мундир: к полной или малой парадной форме (последняя описана на страницах «Старого Цейхгауза» № 26). Необходимо отталкиваться от того, что в начале Империи при полной парадной форме не полагались эполеты, хотя начиная с 1806-1807 гг. от этого правила постепенно стали отходить1. Между тем не стоит забывать, что Монтришар стал командором Почётного легиона в 1804 г., таким образом, здесь с большой долей вероятности можно говорить о малой парадной форме2. В любом случае из текста регламента по поводу полной парадной формы можно узнать следующее: «Мундир полной парадной формы генералитета должен быть из сукна синего национального [цвета], с такой же подкладкой, без лацканов, застёгивающийся впереди, от груди до пояса, [на пуговицы] и заканчивающийся расходящимися со стороны бедра, не скрещивающимися полами.


Воротник из ярко-красного сукна должен быть прямым, высотой семь-восемъ сантиметров. Обшлага из того же ярко-красного сукна должны иметь разрез; они должны быть одиннадцать сантиметров в высоту и отступать в ширину на один сантиметр от рукава, застёгивающимися внизу на две малые форменные пуговицы. Карманы должны быть поперечными трёхзубчатыми, [расположенными] на нисходящих полах [мундира], последние не должны застёгиваться на крючки. Мундир должен быть украшен впереди, с правой стороны, девятью большими пуговицами, расположенными на равной дистанции от начала воротника и до уровня кармана, а также тремя [пуговицами] на [каждом] кармане, [плюс] по одной [пуговице] наверху [каждой] полы и двумя [пуговицами] внизу, в складках. Форменные пуговицы генералитета должны быть металлическими, покрытыми двойным слоем позолоты, с изображением трофеев, коронованных шлемом и извергающих молнии, в соответствии с моделью, [представленной на] планшете 2. Для каждого генерала, вне зависимости от чина, впереди этого мундира, на воротнике, обшлагах, карманах, полах сзади и на складках должна располагаться вышивка установленной ширины в шесть сантиметров, включая в неё зубчатую отделку. Это шитьё, изображающее дубовую ветку, в соответствии с рисунком, [представленным на] планшете 2, должно быть вышито золотой канителью, проложенной, вместе с маленькими блёстками, по бокам листов и по отделке. Основание ветки и валик отделки должны быть украшены витым шнурком»3.

Ещё раз подчеркнём, что именно регламент 1803 г. будет на протяжении всей Империи, включая даже период «Ста дней», главным документом, определяющим облик высшего командного состава французской армии. Проект регламента 1812 г., учитывая, что его текст, посвящённый бригадным и дивизионным генералам, а также маршалам, так и не был опубликован, за исключением отдельных чёрно-белых рисунков, представленных в работе Ле Гупиля и взятых из 2-го тома, не может здесь рассматриваться как базовый документ4. К тому же, принимая во внимание письменные, иконографические и материальные источники, можно утверждать, что проект регламента 1812 г. был реализован лишь наполовину. Причём это касается только той его части, что была опубликована на страницах «Journal militaire», да и то с многочисленными оговорками и поправками (см., например, «Старый Цейхгауз» № 29)5. По словам одного из виднейших его разработчиков, имя которого он иногда носит, полковника Этьена-Александра Бардена, смело можно говорить, что полностью все разработки были приняты лишь в 1818 г.6 Однако, возвращаясь к генералитету, нельзя не отметить, что проект учёл уже неофициально оформившиеся и широко распространённые в армейской среде элементы.

Ярким примером, безусловно, могут служить те же синие воротники вместо красных, ношение эполет при полной парадной форме и др. Эти отклонения от первоисточника, т.е. регламента 1803 г., возникали не на пустом месте. Мундир французского генералитета, как и в целом вся униформа этой блистательной европейской армии, не только испытывал огромное влияние гражданской моды и модных течений в культуре той поры, но и воспринимал характерные, понятные каждому современнику, влияния униформы армий союзников и противников Франции, как, впрочем, и сам оказывал подобное же влияние. Публикуемый и рассматриваемый здесь портрет Ферэ как раз является ярким примером и доказательством этих слов. При кажущемся соответствии изображённой униформы с текстом регламента 1803 г. на полотне присутствуют всё-таки существенные отклонения от этого первоочередного документа, хотя с момента подписания его прошло всего лишь несколько лет.  К тому же данные модели пуговиц, с выгравированными императорскими орлами в центре, широко были распространены в рядах французского генералитета, начиная с 1809 г. Обратите внимание на стандартную петлицу, установленную регламентом 1803 г., и сравните с петлицей на портрете Ферэ. Отметим, что кисти являлись необязательным элементом и устанавливались по желанию владельца дать, что на формирование внешнего облика этого высшего французского офицера повлияла форма русской армии и особенно русского генералитета.

Между тем нельзя также не отметить, что изображённый неуставной вариант петлицы послужит в 1809 г. основой для русской петлицы штаб-офицеров и генералитета. В указе от 8 июня 1809 г. императора Александра I «О ношении всем Генералам на шляпах золотых петлиц, вместо плюмажа» значилось: «По Высочайшему повелению, всему Генералитету носить на шляпах вместо плюмажа золотыя петлицы». Таким образом, становится понятно, что лежало в основе этого нововведения.Любопытна и сама изображённая на портрете шляпа. Традиционно в историографии появление подобных образцов (т.е. без золотого галуна по краю полей) связывают с периодом «Ста дней». Это не совсем правомерно по двум причинам: во-первых, подобные нерегламентированные образцы появились задолго до 1815 г.9; вовторых, официально аналогичные модели были закреплены в конце 1815 - начале 1816 гг., т.е. в период 2-й Реставрации. Этот фрагмент мы публикуем здесь, чтобы показать насколько эволюционировала система отличий султанов и плюмажей к 1813 г., несмотря на официальные постановления. Подробнее см. текст статьи. Обратите внимание на красно-зеленый цвет двойного султана являющийся прямым отклонением от основных документов эпохи.





вернуться
 
 
© 2010 Вексиллогия - большая энциклопедия флагов.
Флаги всех стран и городов мира.
   Яндекс цитирования